После бегства Артёма со станции Андрей живёт на «Кузне» ещё месяц. За это время КГБ коммунистов начинает всё чаще появляться на станции, выискивая «шпионов» и понемногу подминая станцию под себя, добившись от техников продажу оружия за бесценок. Андрей, ранее помогавший сбежать недовольным политикой красных, уходит сам. Обосновавшись в спокойном месте, оружейник вместе с другими мастерами собирает из притащенных с «Моста» деталей дрезину, позже названную «Региной». С её помощью Андрей продолжает вывозить людей, решивших уйти как со станции, так и с самой Красной Линии.
В марте 2034 года Андрей, облачённый в тяжёлую броню с Гатлингом наперевес, встречает задевшего сигнализацию Артёма в подсобном помещении у заброшенного межлинейника «Площадь Революции»–«Третьяковская». Опомнившись, Кузнец проводит парня в своё жилище и в ходе разговора узнаёт, что тому вновь необходимо попасть в Полис. Андрей обещает помочь, отправив туда весточку, а самому герою, предоставив «Регину», велит отправляться к «Октябрьской», около которой располагается одна из внешних баз Ордена. Перед расставанием Андрей желает удачи Артёму и выражает надежду на очередную встречу с ним.
Как и его двоюродный брат Максим, Андрей родился задолго до Третьей Мировой войны. Они оба сумели спастись со своими семьями в Московском метрополитене, когда упали бомбы. До Войны Андрей был депутатом московской думы от партии КПРФ и, вероятно, занимал высокопоставленную должность в советской, а после — российской армии как до, так и после Апокалипсиса, так как считался одним из членов руководства Объединенного штаба Метро до его расформирования. После распада общего командования, Андрей начинает «наводить порядок» на Сокольнической ветке. Народ начинает тянуться к нему, так как Москвин избавляется от назойливых «ментов». Полковник Мельников, заседающий в Комитете решает, что нужно тренировать молодых сталкеров по примеру Андрея.
Анна Святославовна Чёрная (в девичестве Мельникова)
"Мне хочется верить, что снаружи существует целый мир, Артём... Мне хочется мечтать."
Дочь Мельника и жена Артёма. Анна — хороший советник, она также окажет помощь при выполнении заданий вдали от «Авроры». Анна считается лучшим снайпером среди рейнджеров-спартанцев, так что можно не волноваться за тыл, когда она занимается прикрытием. Анна славится своим несгибаемым духом, но она по-прежнему верит в доброту, примирение и прощение, поэтому будет призывать найти мирное решение, если это возможно.
Родилась в семье военных в 2008 году. Когда Анне было пять лет, от отравления алкоголем умерла её сильно пьющая мать и с тех пор девочку воспитывал отец — полковник ГРУ Святослав Мельников. С самого детства у Ани была мечта уехать на край света во Владивосток и жить в избушке у берега океана.
"Между годами серого существования и мигом надежды, я выбираю надежду."
— Артём
Это очень любознательный молодой человек, которому неведомо что творится в метро. Он с жадностью впитывает любую информацию о других станциях и событиях. Очень любит читать. Прочёл буквально все книги на своей родной станции «ВДНХ», где на момент начала книги «Метро 2033» он проживает со своим приёмным отцом Александром Алексеевичем Сухим.
Артём склонен помогать другим, само его путешествие в Полис в 2033 году нацелено на спасение людей с родной станции и жителей всего метро, чьи жизни оказались под угрозой из-за постоянных атак чёрных. Артёму не даёт покоя тот факт, что в детстве он открыл гермоворота на станции «Ботанический сад». Он считает себя виновным в нападениях на людей разной нечисти. Не исключено, что он отправляется в опасное приключение ради спасения родной станции из-за желания заглушить чувство вины.
Леонид родился уже в метро. Его мать, больше мечтавшая о девочке[1], с детства прививала маленькому Лёне несвойственные для сына будущего генсека увлечения, такие как игра на флейте, для чего даже наняла воспитателя-профессора, а также чтение книг, не относившихся к идейной литературе. Отец же хотел обеспечить наследнику большое будущее, пытаясь привить Леониду любовь к партии, для чего даже нанял комиссара-политрука, который сменил профессора, и огнестрельному оружию. В итоге мать приучала Леонида к чему-либо, отец отучал от этого ремнем. Однако Москвин не мог вплотную заниматься воспитанием сына, так как «был слишком занят строительством партии, укреплением своего авторитета», а когда спохватился, то было уже поздно. «Окончательный разрыв наступил после того, как Леонид решил отправиться в несуществующий Изумрудный город.», где, по слухам, жили ценители прекрасного, и где Леонид мог бы почувствовать себя своим.
«Не попадайся мне больше на глаза! Живи, как знаешь!» -Такими жестокими словами напутствовал Москвин сына. Потом он не раз жалел о том, что не смог сдержаться, не сделал ни одной попытки хоть капельку понять свое чадо.
Нет Анечка. Я вас не предавал. Просто вам я никогда не служил.
— Лесницкий
Офицер разведки и герой Красной Линии. Наряду с Павлом Морозовым — доверенное лицо Чеслава Андреевича Корбута. Один из протагонистов и, в то же время, один из антагонистов игры. Лесницкий — очень строгий командир, но и очень исполнительный. Обладает блестящим здоровьем: на станции Октябрьская он без противогаза курит сигарету.
Отзовите войска или хотя бы задержите, выиграйте время для сделки!
— Москвину на переговорах в Полисе
Валерий Петрович Логинов занимает должность председателя Совета Директоров и формального главы Содружества Кольцевой линии.
Наряду с президентом Арбатской конфедерации, Твалтвадзе, Логинов был представителем антикоммунистической коалиции, в 2023 году подписавшей мирный договор вместе с Красной линией и её генеральным секретарём Андреем Москвиным, тем самым закончив двухлетнюю гражданскую войну. В марте 2034 года присутствовал на мирных переговорах в Полисе вместе с главами Рейха и Красной линии по разделу имущества правительственного комплекса Д-6 между фракциями метрополитена. После обороны бункера спартанцами от войск генерала Корбута от лица Ганзы Логинов заключил военный союз с Орденом.
Товарищ Москвин — генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Красной Линии. Недальновидный слабохарактерный человек, приписывающий себе высказывания и достижения других политиков. Старается контролировать всё и ненавидит любое неповиновение из-за собственной паранойи.
"А что, если этот маленький Чёрный — последний из ангелов, посланных, чтобы нас спасти? То, что Чёрный вернулся и привёл с собой своих... Может, это и есть помилование? Мне... Ордену... И всем нам, забившемся в Метро? Луч надежды в нашем беспросветном царстве..."
— Артём
Маленький Чёрный хоть и является представителем другого биологического вида, но по сути представляет собой обычного ребёнка (что говорит о его перевоплощении в ребёнка в конце игры). Сопровождая Артёма, Малыш узнаёт людей. В двух ключевых эпизодах, когда перед Артёмом поверженные враги (Лесницкий и Павел), Чёрный внимательно наблюдает за его действиями. Убив их, Артём покажет, что такое месть, простив — милосердие. Исходя из этого и многих других поступков героя (демон, который защищает своего детёныша; стражи, которые укрылись в монастыре), Чёрный, как ребёнок, на примере взрослого Артёма — придёт на помощь в критический момент или останется в стороне.
Святослав Константинович Мельников
Немолодой полковник Ордена, шестидесяти двух лет. Несмотря на свой возраст, он находится в прекрасной физической форме благодаря тренировкам с ранней службы ещё в армии. Мельник всегда был военным, и поэтому он рационален, расчётлив и даже суров. Успех при выполнении задания для полковника всегда стоит на первом месте, но он изо всех сил заботится о спартанцах, которых, наряду с Анной, считает своей семьёй.
Диверсант, майор разведки Красной Линии.
О детстве и юности Павла известно очень мало. Он, как и Артём, вырос в метро. Мечтал стать мушкетёром («Три мушкетёра» — любимая книга детства Павла). Решил пойти по стопам отца и пошёл служить в разведку Красной Линии, за успехи по службе получил звание майора.
Эдуард (Эд) Ульман
"Смысл, брат, в жизни только один — детей заделать и вырастить. А там уж пусть они этим вопросом мучаются. И отвечают на него, как могут. На этом-то мир и держится. Вот такая теория."
— Артёму, о смысле жизни
Спартанец-профессионал в звании лейтенанта, один из доверенных людей полковника Мельника. Неплохой стрелок. Обладает отличным чувством юмора, и умудряется шутить даже там, где и когда не нужно.
"Усевшись на скамью, Ульман с облегчённым вздохом снял с головы тяжёлый шлем, вытер рукавом раскрасневшееся мокрое лицо и запустил пятерню в ёжик своих русых волос. Несмотря на могучее телосложение и повадки матёрого туннельного волка, лет Ульману, кажется, было ненамного больше, чем Артёму, и уж точно никак не больше тридцати."
— Описание внешности
Хан — бродячий философ-путешественник. Говорит странными для всех фразами, приводя в примеры события из древней истории. Выглядит как пятидесятилетний мужчина с короткой бородкой, в куртке, и бандане, но на деле Хан является мощным гипнотизёром и едва ли не телепатом, также может смотреть в ближайшее будущее.
"Седеющие коротко стриженые волосы и маленькая аккуратная бородка даже насторожили Артёма: был он какой-то слишком ухоженный для метро, в особенности для того захолустья, в котором он, судя по всему, обитал."
— Описание внешности
До марта 2034 года включительно — председатель КГБ и глава разведки Красной Линии в звании генерал-майора. Серый кардинал Красной Линии. Около сорока пяти лет. Правый глаз отсутствует и заменён на искусственный. На левой стороне лица имеются несколько глубоких царапин.
Поселение, образованное в центральной части метро на пересечении Калужско-Рижской, Калининской и Замоскворецкой линий. Венеция — союз трёх условно независимых станций, часть которых затоплена грунтовыми водами. Население представлено рыбаками, торговцами и мирными гражданами, но преобладающее число людей состоит из бывших уголовников. Основные легальные источники дохода — ловля рыбы и проституция. Особой популярностью у местных и приезжих пользуются заведения бара, тира и борделя. По той причине, что бандиты контролируют места ведения торговли и берут с продажи товара большую плату, заработать честным трудом на Венеции становится очень проблематично.
После ядерного армагеддона в Московском метрополитене оказалось множество беглых уголовников, заключенных и других нарушителей закона, за несколько часов до Войны получивших амнистию. Не желая жить по правилам сформировавшегося Объединенного штаба, новая организованная преступность сбилась в банды и начала захват территорий, чаще всего приводящий к убийствам ни в чём ни повинных людей. По прошествии двадцати лет в московском метро существует несколько различных банд, отличающихся друг от друга командной структурой, наличием определенного количества оружия, ресурсов или людей.
Московские бандиты живут обособленно на станциях или перегонах между ними. Некоторые банды являются кочующими, совершающие набеги на слабые поселения и вражеские станции, наводя ужас на Метро.
Бандитская группировка из представителей славянских национальностей (в основном русских и украинцев), держит западную часть Китай-города. Иногда их называют «калужскими», ещё реже — «рижскими», но не в честь городов, а по названию линии. Братья-славяне вели долгую и кровавую войну с мусульманами с другой половины станции, пока между обоими бандами не было заключено перемирие. В настоящее время конфликтуют с бандитами Третьяковской, совершившими однажды внезапное нападение на своих соседей.[1]
На станции братьев-славян есть штабной вагончик, также выполняющий функции тюрьмы, допросной и долговой ямы.
Богатое и могущественное государство Московского метрополитена, чья модель экономики основана на Соединённых Штатах Америки образца 20 века. Это то место, где общественный транспорт, водопровод и электрическое освещение всё ещё широко распространены. Существует в основном за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев, желающих пересечь кольцо.
Как и Ганзейский союз городов из Средневековья, постапокалиптическая Ганза образовано свободными станциями метро на Кольцевой линии.
Постапокалипстическое сообщество московского метро образовано независимыми станциями и могущественными фракциями. После долгих лет жестокой гражданской войны между фашистами Рейха и коммунистами Красной линии, наиболее могущественной группировкой стала Ганза, объединяющая станции Кольцевой линии. Часть своих огромных ресурсов Ганза потратила на восстановление боевой мощи Ордена спартанцев, поддерживающего мир в Метро, заключив таким образом союз с этой элитной силой...
Кавказская диаспора, представленная выходцами из стран мусульманского мира, по большей части азербайджанцами и чеченцами. Мусульмане хозяйничают на Таганско-Краснопресненской половине Китай-города, которую делят с противоборствующей группировкой братьев-славян. Значительно превосходят числом своих потенциальных противников. На территории мусульман действуют законы ислама: например, запрещена к употреблению свинина, в связи с чем русские презрительно называют своих соседей «крысоедами»[3].
Социалистическое государство, занимающее целую ветку, в честь которой и получила своё название. Основную долю населения составляют бывшие комсомольские деятели и выжившие ветераны, партийные функционеры, люмпен и пролетариат.
С самым большим населением (по некоторым оценкам, на станциях Красной линии живёт до 16 000 человек), беспрецедентной способностью к массовому призыву, Красная линия является одной из самых грозных фракций в постапокалиптической Москве. В отличие от политики Ганзы, направленной на амбивалентность и экономическую гегемонию, коммунисты по возможности проводят политику экспансии, что подтверждается затяжной войной с Рейхом и вооружёнными конфликтами с другими сторонами.
Девиз Красной линии: «ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТАНЦИЙ, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!».
Орден — военизированная группировка, состоящая из пары сотен закаленных солдат, большинство из которых ранее служили в Вооружённых Силах Российской Федерации или в Спецназе ещё до ядерного апокалипсиса. Рейнджеры, двигающиеся поодиночке или небольшими подразделениями, охраняют жителей метро от внутренних и внешних угроз. Спартанцы не имеют права вмешиваться в войны между государствами, если те напрямую не касаются их самих.
Официальный девиз-вопрос Ордена «Если не мы, то кто?» в свою очередь отсылает на девиз-восклицание воздушно-десантных войск России «Никто кроме нас!».
Передовое независимое государство, перенявшее название античных городов Греции и строй древней Индии. Расположено в центре Москвы под зданиями государственной библиотеки и штабом вооруженных сил Российской Федерации. Культурный центр, оплот безопасности и место сосредоточения оставшихся в метро военных.
Полис — просвещённая и духовная столица метро, образованная станциями Арбатская, Боровицкая, Александровский сад и Библиотека имени Ленина, с длинными переходами, технологическими туннелями и огромными залами. Границы Полиса проходят с Четвёртым Рейхом, Красной Линией и Арбатской Конфедерацией.
В Полисе высоко ценятся утраченные знания старого мира, ставшие бесполезными для многих других общин, медленно погружавшихся в бездну хаоса и невежества. Здесь находит пристанище интеллигенция, отринутая остальным метро, поэтому на станциях Полиса можно встретить пожилых профессоров университетов, художников, ремесленников, музыкантов и поэтов, физиков, химиков, биологов и математиков.
Националистическое государство Московского метрополитена, одно из ведущих. Расположено на пересечении трёх веток метро: Таганско-Краснопресненской, Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской. Русские нацисты, заботящиеся о чистоте русской крови и отправляющие в концентрационные лагеря всех, кто не соответствует идеалу «настоящего человека».
Девиз Четвёртого Рейха: «РОССИЯ — ДЛЯ РУССКИХ!»