Любовь Кулунчакова (Куприна)

Гордость Куприна своим происхождением от татарских князей передалась ему от матери, Любови Алексеевны, которая имела древние ордынские корни. С детства он слушал семейные предания «о прекрасном прапрадедовском конном заводе», о «бабушкиных великолепных имениях, деревне Щербаковке и селе Зубове, проигранных и прокученных буйными предками». Родители дали ей хорошее домашнее образование. Но обедневшие князья Кулунчаковы не могли дать дочери хорошего приданого. Поэтому 16-летнюю княжну выдали замуж за мелкого чиновника — секретаря мирового судьи в Наровчате, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна.
«Когда я вышла замуж, у меня родились две девочки. Но моему мужу и мне хотелось иметь сына. И вот тут нас стало преследовать несчастье. Один за другим рождались мальчики и вскоре умирали.
.. Когда я почувствовала, что вновь стану матерью, мне советовали обратиться к одному старцу, слывшему своим благочестием и мудростью…Старец помолился со мной и затем спросил, когда я разрешусь от бремени. Я ответила — в августе. “Тогда ты назовешь сына Александром. Приготовь хорошую дубовую досточку, и, когда родится младенец, пускай художник изобразит на ней точно по мерке новорожденного образ святого Александра Невского. Потом ты освятишь образ и повесишь над изголовьем ребёнка. И святой Александр Невский сохранит его тебе”». (из письма к М. Давыдовой, жене Куприна)

Развернуть

Больше всего на свете княжна Кулунчакова мечтала, чтобы её дети получили самое лучшее образование. И ради этой мечты она, рано овдовевшая, принимает решение переехать в Москву. Судьба детей зависела только от её решительных действий. Она была авторитарной, жёсткой матерью, не позволяла никакого проявления слабости, жалости ни к себе, ни к детям. Куприн-ребёнок почитал мать как «верховное существо». У Любови Алексеевны были грандиозные планы по поводу будущего сына. Именно он должен был восстановить былое величие княжеское рода Кулунчаковых. Используя своё аристократическое происхождение, она сумела добиться бесплатного обучения для дочерей, подготовив их к вступительным экзаменам. Она же занималась и первоначальным образованием сына, работая домашним учителем музыки и русского языка. Мать Куприна обладала высоким интеллектом, увлекалась театром, любила книги и следила за событиями общественной жизни. «Все политические и литературные движения России она переживала, всегда становясь на сторону нового, молодого», она неизменно оставалась «современным человеком», — говорил о ней Куприн.
В 12 лет Александр написал свои первые рассказы, посвященные матери. Она с радостью приветствовала его первые пробы пера и всячески способствовала раскрытию литературного таланта сына. И не удивительно, что на свой первый гонорар в размере десяти рублей (по тем временам большая сумма) за рассказ, напечатанный в журнале «Русский сатирический листок» , он купил матери «козловые ботинки».
Женитьба Александра на Марии Давыдовой, дочери владелицы издательства «Мир Божий», стала одним из самых счастливых событий в жизни княжны, так как это приближало исполнение её заветной мечты. Мать благословила молодых иконой Александра Невского, той самой, которая была заказана при рождении Куприна. Мария Карловна быстро нашла общий язык со свекровью. Они были похожи по характеру - обе были сильными целеустремленными натурами. Мать и жена не просто мечтали, но и многое сделали, чтобы Александр Куприн стал знаменитым писателем.
Второй брак матерью был принят плохо. Любовь Алексеевна тяжело переживала уход Александра из семьи. Она долго не хотела признавать его вторую жену Елизавету Гейнрих и свою внучку Ксению, рождённую в новом браке. Но ради сына, приступившего в это время к написанию романа «Яма», мать смирилась и с этим.
Любовь Алексеевна оказала огромное влияние на литературное творчество Куприна. Обладая редким «интеллигентным вкусом и тонкой наблюдательностью», она тонко подмечала характеры людей, с которыми ее сводила жизнь, наблюдала за привычками, взаимоотношениями, тщательно записывая все свои наблюдения. Это уже были практически готовые сюжеты, основы его будущих рассказов.
После смерти матери писатель в беседе с журналистом так говорил о Любови Алексеевне: «Расскажешь или прочтешь ей что-нибудь, она непременно выскажет своё мнение в метком, сильном, характерном слове. Откуда только она брала такие слова?! Сколько раз я обкрадывал её, вставляя в свои рассказы её слова и выражения».
В романе «Юнкера» писатель говорит о своём герое Александрове, в котором легко узнаётся он сам: «Отношения между ним и его матерью были совсем необыкновенными. Они обожали друг друга... Но одинаково, по-азиатски, были жестоки, упрямы и нетерпеливы в ссоре. Однако понимали друг друга на расстоянии». А мать Александрова в романе называется не иначе, как «обожаемая»...

Развернуть