д. Успенка

Деревня Успенка была расположена на юго-востоке муниципального образования. На территории деревни преобладала равнинная поверхность, слегка усложнённая гривами. Преобладали естественные насаждении. Леса богаты ягодами, грибами.

На рубеже XIX – XX веков в центральных российских губерниях очень остро стоял вопрос крестьянского малоземелья, и государство развернуло переселенческое дело, всячески стимулируя процесс миграции жителей в Сибирь и дальний Восток. В первые 15 лет XX века  в Сибирь на постоянное место жительства уехало несколько миллионов человек.

Это были семьи из Белоруссии, Украины и центральных районов России. Прибывали сюда по железной дороге до станции Татарская, а дальше добирались, кто как мог. Первыми переселенцами были Хоменко Исаак И, уроженец Черниговской области, Букреева Марфа Митрофановна.

Из воспоминаний Чернова Владимира Николаевича: «Земли в районе поселения были нарезаны еще в 1903 году, а заселение началось в 1907 в августе месяце. Мой дед, Чернов Захарий Астапович – уроженец Кировоградской области с.Красноселье, в поисках лучшей доли с о своей семьей отправился в Сибирь.  Доехали до станции Татарской и были приписаны к Андреевскому совету, село Романовка. Эти места не понравились деду. Мало лесов, поэтому отправили старшего сына в Татарку, чтобы их семью приписали в земли сундуковские. Это были красивые места. Здесь были плодородные земли, километрах  в двух протекала река Баганёнок, а под самыми «огородами» озеро Каратаево, которое сейчас называют Успенское.

В честь православного праздника поселение назвали Успенкой.

Выкопали три больших колодца. Дома строили из местного материала. Улицы делали широкие, длинные(километра по полтора). Почва песчаная. Деревня была окружена лесом и ягодными полянами (земляникой), от которых исходил «духмяный» запах».

Жители села занимались землепашеством, разводили домашний скот, собирали дары леса, рыбачили и охотились на дичь. Еду готовили в русской печи. Мебель была проста: лавка, столы, кровать, сундуки, позже, в послевоенное время, появились комоды, буфеты.

Постепенно село заселялось. Семьи были в основном многодетные: Наганов Василий, Журавлёв Никита, Тютюник Иван Федорович,  Кудлаенко Николай Петрович, Кудлаенко Василий Петрович, Прокопенко Алексей, Прокопенко Григорий, Ничаев Николай Иванович, Чернов Владимир Николаевич, Малахеев Николай, Мелкозеров Сергей, Баранчиков Василий.

В 1929 году опубликовал статью «Год великого перелома», говорилось о «коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию». По документам ЦК ВКБ (б) предполагалось решить задачу коллективизации, но не указывалось какими методами. Кулаком считался тот, кто использовал наемный труд, или имел 2 коров, или 2 лошадей, или хороший дом. Ликвидация кулаков началась и в Успенке. Старожилы помнят, как увезли в Купино две семьи, но вскоре они вернулись. Разобрались вышестоящие органы и отпустили.

На территории поселения был создан колхоз «Сталинец». Первым председателем был Кудлаенко Алексей.

В советский период в хозяйстве был большой конный двор – 50 лошадей, а с жеребцами еще больше. На лошадях работали. Выращивали кукурузу, овес, пшеницу. На территории хозяйства размещалась ферма, где содержались свиньи, коровы, телята, овцы. Население было обеспечено работой. Люди были добрые, помогали друг другу.

Также были магазин, медпункт, столовая, школа.

Из воспоминаний Кудлаенко Екатерины Исааковны: «Школа в нашем селе была четырехлетняя, затем учились до 8 класса а Аполихе Здание было бревенчатое, два больших класса, учительская, коридор. Отопление было печное, поэтому до прихода детей на занятия мне нужно было хорошо натопить, чтобы в помещении было тепло. Еще был пришкольный палисадник, где росли цветы и кустарники. Здесь расположен был обелиск односельчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Дети ухаживали за ним. В разное время здесь работали хорошие педагоги (Жукова) Стефаненко Александра Михайловна, Прокопенко Вера Савельевна, Дарья Наумовна». Обучение детей не прекращалось и годы войны. «К нам прислали молоденькую учительницу Валентину Тимофеевну, - вспоминает Чернов В.Н., - Учились дети и до обеда и после обеда, в классах было по 28-30 человек».

В медпункте долгое время санитаркой работала Кулинич Дина, а фельдшером – Тюленёва Мария Владимировна, с 1986 по 1999 годы, но начался отток населения и постепенно медпункт закрыли. Ещё некоторое время населению оказывала медицинские услуги Пермякова – Якубенко Светлана.

Из воспоминаний Валерий Васильевич Наганова: « В село регулярно доставлялась почта. В разное время почтальонами работали Патрошкова Екатерина, Кофтанюк Лидия Степановна, Скорик Л.Н., Наганов Валерий Васильевич».

Регулярно работал магазин. Товары доставляли, убирали, продавали Власенко Л., Тютюник Галина Ивановна, Скорик (Бондарь) Галина Васильевна, Музыченко Любовь Николаевна, Полина Наталья Ивановна.

Вкусные щи, котлеты во время деревенской страды (посевная, сенокос, уборка) готовили Кулинич Татьяна Сергеевна, Наганова Нина Никитична, Березовская Любовь Ивановна, Мелкозерова Татьяна.

На территории села был клуб, где регулярно показывал кинофильмы киномеханик Журавлев Григорий Никитич, проводились традиционные праздники. Заведующими здесь работали Малахеева Екатерина Николаевна, Кравченко Галина Степановна».

Защитник Сталинграда

Николай Алексеевич Дегтярев родился в Успенке Купинского района. Как и все деревенские мальчишки, был смелым, озорным, мог постоять за себя. Окончив начальную школу, начал работать. Любил машины, получил специальность тракториста. В армию призвался в августе 1941 года, после небольшой подготовки попал на фронт. Всю войну был танкистом, защищал Сталинград, довелось встретиться с маршалом Г.К. Жуковым.

В защите Сталинграда от врага принимал участие и танковый экипаж Н.А. Дегтярева. В одном из таких боев танк был подбит, один из танкистов убит, а горящего водителя вытащили из танка за несколько мгновений до того, как машину объяло пламенем. Цели своей, хотя и с потерями, экипаж достиг, подвиг танкистов был высоко оценен. Н.А. Дегтярева наградили орденом Красной Звезды. И его кровью полита священная земля кургана.

Далее был госпиталь, потом новый боевой экипаж и путь вперед – на Берлин, до которого было еще очень далеко.

Вместе с боевыми друзьями, пядь за пядью освобождая свою землю от  врагов, три раза горел а танке, но дошел до фашистского логова и расписался на рейхстаге – поставив точку в своем боевом пути.

В мирное время он не часто говорил о войне, видимо, очень тяжелы были эти воспоминания. Говорил, что было страшно, так как враг был очень силен, хорошо вооружен и обучен. Страшно от того, что не хотелось умирать молодым, хотелось обязательно дожить до Победы. И он дожил. Его боевые награды – два ордена Красной Звезды, орден Боевого Красного Знамени, медали: «За отвагу», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина» и другие, говорят, что не прятался за спины товарищей, честно исполнил свой сыновний долг…

В июне 1946 года он вернулся с войны в звании лейтенанта, работал шофером, потом слесарем в локомотивном депо станции Купино. Хорошо разбирался в технике, мог отремонтировать любую машину, помогал молодым, начинающим рабочим. За безупречный труд к боевым наградам  добавились трудовые.

В 1975 году встречался с боевыми друзьями в Сталинграде, на Мамаевом кургане. Встреча эта с однополчанами, с городом произвела на него неизгладимые впечатления. Из кирпичного рыжего праха люди возродили свой город, сделали его еще красивее. В нем очень много памятников, связанных с его героическим прошлым. Они – напоминание о том, что никогда не должна повториться война.

Н.М. Хоменко,

                                                                                       Племянница Н.А. Дегтярева

Сороковые – грозовые

Андрианов П.

…Всех! Вспомним Вас у обелиска,

Что в вашу память возвели.

Вы, в нашей памяти, без списка,

Такие, как от нас ушли…

 Нисколько вы не постарели,

Смерть не позволила стареть,

Вы, как и все, пожить хотели,

Хотели и фашизм стереть.

 На фронт ушли, где было жарко,

Так много близких нам имен:

Петро Кудлай, Чернов Захарка,

Ковальский Павел, Маленький Семён.

 Самков Анисим, Петя с Мишей…

Всех вспомним Вас по именам:

Санек Дегтярь, Тютюник Гриша…

Вас всех не встретить больше нам.

 Ушли из дому сразу трое, ушли, не выпивши кагор,

Три брата Власенко – герои:

Алёша, Митя и Егор.

 Дегтярь Кирилл, Макар Хоменко,

 Никитины Иван, Филипп,

Ушли на фронт от нас – с Успенки,

И каждый где-то там погиб.

 Не взяв на счастие подковы,

спасать пошли родной свой край

Успенцы – братья Михалевы:

И Алексей, и Николай.

 Не били марши Вам барабаны,

Не слышал их Степан Лысенко,

Погиб Андрюша Тарабанов,

Погиб и Гриша Прокопенко.

 Сын Марьи – Петя Максименко

Покинув мать, ушел на фронт…

Погиб и Александр Лысенко,

Не вернулся Малахов Петр.

 И Потрашевы Тихон с Митей,

Кудлай Андрей, Степан Чернов.

Друзья! Родные! Помяните

Отцов, всех братье и сынов.

 Степан Жигайло там остался,

Хоменко Миши тоже нет.

Никто из Вас в свою Успенку

Нам не пришлет уже привет…

Этот отрывок из стихотворения П. Андрианова, ушедшего на фронт из Успенки, принесла в редакцию Александра Михайловна Стефаненко. Автор прислал стихотворение в 1978 году с просьбой прочитать стих у обелиска в селе на митинге по случаю Дня Победы. Александра Михайловна выполнила его просьбу.