Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 год, когда Д.С.Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.
Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д.Мережковского, А.Блока, Андрея Белого, В.Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.
«Проклятые поэты» Бодлер, Верлен, Рембо, по сути, стали отцами русского символизма. Новое направление, зародившееся в 1890-х годах, встретили достаточно враждебно, обвиняя его приверженцев в декадентстве и деградации. Основные его принципы отметил Мережковский в статье «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»: в творчестве символистов всё есть символ, произведения пронизаны мистическим пафосом и «импрессионизмом», или стремлением изобразить неизображаемое.
Д. С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»
писатель, критик, переводчик
Несмотря на скуку, бездействие, порчу языка, газетно-журнальную анархию, отсутствие крупных талантов и непонятный застой, мы переживаем один из важнейших моментов в историческом развитии русской литературы. Это — подземное, полусознательное и, как в начале всякая творческая сила, невидимое течение. Тайные побеги новой жизни, новой поэзии слабо и непобедимо пробиваются на свет Божий, пока на поверхности достигает последних пределов торжество литературной пошлости и варварства.
Именно символисты возродили любовь к Достоевскому: они посвятили писателю множество статей, оформив новую концепцию его творчества, известную и поныне. Символисты рассматривали произведения Достоевского как сугубо трагические, в которых человек вынужден существовать в мире краха гуманизма и кризиса культуры — эта тема особенно была интересна последователям направления.
В школьной программе в качестве известного символиста чаще всего приводят Блока, хотя его позднее творчество едва ли имеет отношение к этому направлению. Тогда как, скажем, фигура Александра Добролюбова, «старшего символиста», не просто не менее значима, но и буквально является легендарной.
Символисты воспевали идею «жизнестроения», неотделимости бытовой жизни от творчества, а точнее, подчинения жизни законам творчества. Но, пожалуй, только эстету, индивидуалисту и ницшеанцу Добролюбову удалось, как бы это тавтологично ни звучало, воплотить её в жизнь.
Декадент Добролюбов в 1890-х годах эпатировал честной народ и писал о «светлых тенях». Живи он в наше время, его давно бы осудили за пропаганду суицида и употребление запрещённых средств. А в 1899 году он внезапно «ушёл в народ», затем основал секту имени себя, скитался по России, Средней Азии и Азербайджану, работал печником, жил практически без денег и умер в абсолютной нищете, причём точная дата смерти писателя до сих пор неизвестна.