Джеральд Даррелл в детстве
Полное имя писателя – Джеральд Малкольм Даррелл, родился он в индийском городе Джамшедпуре 7 января 1925 года. В семье, кроме него, было ещё четверо детей, два старших брата, Ларри и Лесли, сестра Маргарет и ещё одна сестренка, которая умерла в младенческом возрасте ещё до рождения Джеральда.
Отец Джерри, Лоуренс Даррелл-старший, прибыл в Индию из Британии и работал инженером, обеспечивая своей семье вполне безбедное существование. Мать мальчика, Луиза, была замечательной женщиной, посвятившей свою жизнь детям и при этом не ограничивая их свободу. Она вспоминает, что ранние годы сына были тесно связаны с животным миром. Он с самого рождения, а конкретно с двух лет, интересовался животными и их жизнью. По словам Луизы, даже первым словом Джерри стало "zoo", что в переводе означает "зоопарк".
Когда мальчику исполнилось три года, в их семье случилось горе: умер отец, Лоуренс Даррелл. Семье пришлось переехать на родину в Великобританию.
Но приехав туда, Дарреллы не почувствовали себя счастливее: жизнь в этой серой стране после Индии показалась невыносимо дикой и скучной. Холодный, неприветливый климат и английская чопорность пришлись не по вкусу ни Джерри, ни остальным.
И его мать Луиза решила переехать на красочный греческий остров Корфу вслед за старшим сыном Лоуренсом, обосновавшемся там.
Дарреллы на Корфу
Джеральд Даррелл
Джеральд Даррелл и его пес Роджер
В яркой жизни греческого острова, населенного различной живностью и окутанного зеленью, интерес Джерри к животному миру развился стремительно и бесповоротно.
Превратить свой дом в зоопарк было мечтой мальчишки, карманы которого вечно были набиты то улитками, то скорпионами. Старший брат вечно подтрунивал над ним, называя его любовь к разной живности ненормальной.
Учиться молодой Джеральд не любил и считал учебу пустой тратой времени. Впрочем, мать сильно не настаивала на том, чтобы сын корпел над книгами, давала ему свободу обучения и приглашала репетиторов, которые и занимались его образованием.
Джерри учился и в Индии, и в Великобритании, но занятия специально пропускал. Луиза только пожимала плечами: "Если Джерри не хочет учиться, так тому и быть. Образование – ведь не главный ключ к счастью".
Учителя говорили, что мальчик был глуповат и ленив, и он так и не окончил ни одно учебное заведение. Это не помешало ему стать почетным профессором в нескольких университетах и написать много увлекательнейших книг.
Джеральд Даррелл в детстве
Жизнь на Корфу для Дарреллов закончилась в 1939-м году, когда началась Вторая Мировая война. Семья Джеральда – его мама, для которой сын был любимцем, и братья с сестрой вернулись в Великобританию, когда финансовое положение стало совсем не стабильным.
Парня призвали в армию в 1943 году, но, придя на комиссию, Джерри честно ответил офицеру, что не хочет воевать. Тогда тот спросил, считает ли призывник Даррелл себя трусом. Парень ответил утвердительно, не скрывая правды. Подумав, офицер сказал, что для того, чтобы признать себя трусом, требуется немало мужества. Впрочем, Джеральда не взяли из-за проблем со здоровьем, так как у него обнаружился хроническое воспаление слизистой носа.
Диплома у него не было, желания получить его – тоже. Оставалось одно – идти на неквалифицированную низкооплачиваемую работу. Подвернулась работа дежурного в зоопарке Уипснейд Лондонского зоологического общества. Работа изнуряющая, Джерри с иронией говорил, что его должность называется "мальчик на позверюшках". Однако это его совершенно не угнетало, ведь он среди животных.
В 21 год, получив долгожданное право на наследство от умершего отца, молодой и амбициозный Даррелл вложил свои средства в поездки по Камеруну и Гайане. Четыре года, проведённые в экспедициях, дали парню много нового, научили его быть натуралистом.
Семь месяцев пребывания в Камеруне без остатка съели все средства. Джерри пришлось срочно телеграфировать родным о высылке денег: впереди был самый трудный этап экспедиции – возвращение домой. Животных надо было перевезти на побережье, припасти им еды на дорогу.
Правитель Бафута Фон признал Джеральда своим другом
Фон и Джеральд
Зимой 1949 года этот "звериный маньяк", как его называли домашние, раздобыв денег, снова отправился в Камерун. В деревушке Мамфе удача улыбнулась ему – он поймал тридцать редких сонь-летяг.
Следующим пунктом остановки стала равнинная область под названием Бафут. Джеральд завоевал расположение местного правителя Фона. И во всем Бафуте узнали о том, что белому гостю нужны звери.
Окрыленный натуралист без устали торговался, сколачивал клетки, рассаживал в них животных. Спустя несколько дней радости поубавилось: казалось, людскому потоку не будет конца. Положение становилось катастрофическим. Так же как и в прошлую экспедицию, Дарреллу ничего не оставалось, как отправить домой телеграмму с просьбой помочь: ему не на что купить еду для животных. Чтобы прокормить зверей, он даже продал свое ружье.
Путешествие обошлось Дарреллу в 2 тысячи фунтов. Продав всех животных, он выручил всего четыреста. И начал готовиться к третьей экспедиции. Но на сей раз зоопарки охотно давали ему авансы под заказы, ведь Даррелл стал звероловом с именем.
Джеральд получил от этих путешествий не только бесценный опыт, но и совершенно пустые карманы. Парень остался без средств к существованию и к тому же без всякой работы к 25 годам своей жизни.
По совету старшего брата Джеральд начинает писать ради какого-то заработка. Пишет он о том, что любит и что ему близко – о животных. Его первый рассказ под названием "Охота на волосатую лягушку" завоевал симпатию читателей и принес натуралисту первый денежный гонорар.
Воодушевившись победой, Даррелл решил заняться писательством серьезно. Проведя неотрывно за пишущей машинкой приличный промежуток времени, в 1952 году он создал книгу "Перегруженный ковчег", в которой описал свою экспедицию в Камерун. Книга была прекрасно принята читателями, и на средства от того гонорара и последующих Джеральд смог организовать долгожданную экспедицию в Южную Америку в 1954 году.
Писатель и натуралист Даррелл получил необычайный опыт от той поездки, которая могла закончиться для него плачевно. В то время в Парагвае произошёл переворот, сопровождавшийся военными действиями, что заставило путешественников срочно бежать из страны, оставив большую часть накопленных экспонатов. О тех событиях Джеральд написал в своей книге "Под пологом пьяного леса" в 1955 году.
Воспоминания о детстве, проведенном на прекрасном греческом острове Корфу, побудили писателя посетить это место снова после Парагвая. Именно там, наслаждаясь отдыхом и предаваясь мыслям о прошлой жизни и своей семье, год спустя Даррелл написал увлекательную повесть "Моя семья и другие звери". В присущей ему юмористической манере описывая годы, проведённые на Корфу, он также вставляет в личные истории необычные и интересные факты о флоре и фауне этого острова.
Книга "Моя семья…" принесла автору настоящую популярность. Она имела такой успех у читателей, что впоследствии была переведена на много языков и переиздавалась снова и снова.
К концу 1950-х полуграмотный недоучка и чудак Джеральд стал намного более популярным писателем, чем его старший брат, рафинированный эстет Лоренс. Даже несмотря на то, что последний в то время выпускал одну за другой книги своей тетралогии "Александрийский квартет".
"Квартет" имел успех, но в основном среди интеллектуалов, тогда как проза Джеральда подходила самому широкому кругу читателей. Подкупала прежде всего авторская интонация – легкая, остроумная, полная жизнелюбия проза Даррелла могла рассеять самую тяжкую хандру.
В конце 1950-х Джеральда стали издавать в СССР – в нашей стране он стал одним из популярнейших зарубежных авторов.
Тапир в вольере даррелловского зоопарка
Гонорар за "Мою семью" был потрачен на третью по счету поездку в Камерун к Фону. Впервые Джеральд не получал удовольствия от экспедиции. Он скучал по прежней авантюрной жизни.
Тогда он вспомнил о своей давней мечте – собственном зоопарке. Зоопарк в его представлении должен служить не только развлечению и научной работе, но и сохранению исчезающих видов – а их число в середине ХХ века, за 20 лет до первого издания Международной Красной книги, быстро росло. Даррелл стал одним из первых и главных зоозащитников.
Привезя животных, Джеральд так и не смог их никуда поселить из-за отказа властей дать землю под зоопарк, и пришлось пристраивать живность в пансионе у его сестры, Маргарет Даррелл, в Борнмуте.
Наконец ему повезло – владелец огромного поместья Огр-Мэнор на острове Джерси сдавал в аренду фамильное гнездо. Посетив остров, Даррелл пришел в восторг: лучшего места для зоопарка просто не найти.
В 1959 году он открывает свой зоопарк на острове Джерси, вложив туда немало своих средств. Дело долгое время было убыточным, поглощая все больше и больше денег писателя, но он не терял надежду, привозя из своих следующих экспедиций все новых и новых животных. В основном это были исчезающие или редкие виды, находящиеся на грани вымирания. Даррелл понимал, что только так он может спасти этих жителей нашей планеты.
Фотосъемки натуралиста Даррелла, сделанные им в экспедициях, вдохновили его освоить ещё одно направление — кинофильмы о природе. С помощью фильмов натуралист получил возможность привлечь средства к фондам по защите природы.
В 1963 году на базе зоопарка был организован Джерсийский фонд сохранения диких животных. Основная идея Даррелла заключалась в разведении редких и исчезающих видов животных в условиях зоопарка с целью дальнейшего расселения их в места естественного обитания. В настоящее время эта идея стала общепринятой научной концепцией.
Если бы не Джерсийский фонд, многие виды животных сохранились бы только в виде чучел в музеях. Благодаря Фонду от полного исчезновения были спасены маврикийский розовый голубь, маврикийская пустельга, обезьяны золотистая львиная игрунка и мармозетка, австралийская лягушка корробори, лучистая черепаха с Мадагаскара и многие другие виды.
Джеральд Даррелл во время посещения Окского заповедника, СССР, 1985 год
В 1984 году сбылась еще одна давняя мечта Даррелла – он отправился в путешествие по СССР вместе со своей второй женой Ли. Государство, занимавшее шестую часть суши, содержавшее огромные заповедники, природные заказники, да и просто владевшее тысячами квадратных километров первозданной природы – такое не могло не привлекать уже не юного натуралиста.
Визит готовился и согласовывался несколько лет: некоторые заповедники находились у границы или у каких-нибудь секретных объектов.
В Советский Союз Джеральд Даррелл приезжал трижды с 1984 по 1985 годы и провёл здесь в общей сложности год, объездив 12 заповедников страны, от Московской области до Таймыра. Итогом этого грандиозного вояжа стал 13-серийный фильм "Даррелл в России". 2 января 1988 года его начали показывать и по советскому телевидению.
Рисунок Джеральда Даррелла для Виктора и Натальи Салтыковых, сотрудников Кавказского заповедника.
На момент своего приезда в СССР Даррелл уже был звездой международного масштаба, а в Советском Союзе не было человека, который не знал его книг: по его собственным словам, в неделю у себя дома он получал от 20 до 40 писем из СССР.
Когда он пришел в Дом книги на Новом Арбате, его обступила толпа и выстроилась длинная очередь за подписью. На это потрясенный Даррелл отреагировал со своим знаменитым чувством юмора: "Я почувствовал себя Львом Толстым".
Таких встреч за все его пребывание в СССР было множество: для каждого читателя у него находилось теплое слово, каждому он оставил автограф в книге, а иногда и шутливый рисунок.
Джеральд Даррелл и его супруга Ли Даррелл в поселке Окского заповедника, Рязанская область.
Джеральд Даррел, его супруга Ли и ведущий телепередачи "В мире животных" Николай Дроздов во время съемок телепрограммы "Охрана окружающей среды в СССР".
Дарреллы побывали в разных уголках Советского Союза от тундры до пустыни, посетив несколько заповедников. Они спасали животных во время половодья в Окском заповеднике, наблюдали за огромными колониями птиц в Астраханском заповеднике, знакомились с соболем и байкальской нерпой в старейшем в стране Баргузинском заповеднике и восхищались весенним током глухарей в Дарвинском заповеднике.
Собираясь в путешествие по СССР, Даррелл мечтал о знакомстве с маленьким водным зверьком – выхухолью. В Окском заповеднике ему удалось осуществить мечту: "Из всех очаровательных животных, которых я встретил в России – а их немало, – пожалуй, только выхухоль я хотел бы взять с собой на Джерси". Большое впечатление на Даррелла произвели овцебыки на Таймыре, сайгаки в Калмыкии, зубры на Кавказе и многие другие звери и птицы.
"То, кaк поставлена охрана природы в Советском Союзе, произвело нa нас глубокое впечатление, – писал Даррелл в своей книге. – Здесь этому придают такое значение, кaк ни в одной стране мира. Работа ведётся по самым высоким стандартам. В стране множество самых разнообразных заповедников, в каждом из которых нас встречали очень целеустремленные и обаятельные люди, искренне заинтересованные в результатах своей работы".
Даррелл в выхухолью. Окский заповедник
Даррелл с сотрудниками Баргузинского заповедника
Дарреллы в Астраханском заповеднике
Джеральд и Джеки Даррелл, 1954 год
Со своей первой женой Джеки (Жаклин Уолфенден) писатель познакомился в гостинице Манчестера, где остановился на ночлег. Она была дочерью хозяина той гостиницы, и ее отец выступил категорически против их союза. Тогда молодые сбежали и в 1951 году поженились. Отец Джеки так и не простил ее за эту выходку, и они больше никогда не виделись. Молодожены же поселились в доме сестры Джерри Маргарет в маленькой комнатке.
В южно-американских пампасах Джеки начала осознавать, что значит быть женой зверолова. Как-то они поймали птенца паламедеи. Джерри с ним измучился – птенец не желал ничего есть. Наконец он проявил некоторый интерес к шпинату, и Джеки пришлось несколько раз в день жевать шпинат для него. В Парагвае она делила свою постель с Сарой, детенышем муравьеда, и новорожденным броненосцем. Лишившиеся своих матерей, звереныши могли простудиться.
Прожив с Дарреллом 28 лет, Джеки все-таки устала от его непрекращающейся тяги к алкоголю и того, что любовь мужа к зоопарку оказалась большей, чем к ней.
Джеральд и Ли Даррелл, 1983 год
Второй брак писателя случился в 1979 году, его избранницей стала натуралистка Ли Уилсон. Тогда ей было 30, а ему – 54.
Они познакомились в 1977 году в США в Университете Дьюка, где Ли занималась изучением поведения животных, акустических сигналов млекопитающих и птиц Мадагаскара. В университете Джеральд тогда проводил одну из своих лекций по охране природы.
"Когда она заговорила, я уставился на нее с удивлением. Красивая женщина, которая изучает животных, – просто богиня!" – вспоминал Даррелл.
Несмотря на такую разницу в возрасте, пара прожила вместе вплоть до смерти Даррелла.
После смерти мужа в 1995 году Ли стала почетным директором Фонда охраны дикой природы имени Даррелла. Сыграла значительную роль в переименовании фонда в честь Джеральда Дарелла к 40-летней годовщине Джерсийского зоопарка. Также является членом различных экспертных групп по охране природы.
Осенью 1990 года Даррелл совершил свое последнее путешествие на Мадагаскар, чтобы поймать редкого зверька ай-ай. Но походная жизнь оказалась для него уже не в радость. Он вынужден был сидеть в лагере, мучаясь от артритных болей, в то время как его молодые и здоровые спутники охотились за руконожкой.
В начале девяностых на писателя навалились болезни. За год до 70-летия Дарреллу диагностировали цирроз и рак печени. Врачи сделали ему пересадку печени – на запланированную операцию писатель прибыл навеселе, так как не рассчитывал ее пережить. Печень приживалась, но призванные помогать ей в этом подавлявшие иммунитет лекарства привели к тому, что организм стал уязвим для инфекций, и у Даррелла развился сепсис. 30 января 1995 года он скончался.
По его завещанию, тело было кремировано, урна с прахом захоронена в месте, которое он любил больше всего и которому отдавал все свое время – в его зоопарке Джерси.