Анатолий Юркин: Панкрат-11 читает Диккенса

Оригинал: http://polygamist.narod.ru

Панкрат-11 — секретный проект СССР, связанный с созданием искусственного интеллекта (далее — ИИ) при участии коллектива математиков, лингвистов и т.п. Иные написания: П.А.Н.К.Р.А.Т.-11, Pancrat-XI, Панкrat-11, Патрик-11 и др. Иногда советским аналогом «зоны 51» называют Алексеевку на севере Казахстана, который как поселок городского типа действительно был основан в 1965 году. Дата основания Алексеевки связана с археологичесими иследованиями поселения андроновской эпохи. В Кокчетаве для работ с разобранным искусственнм интеллектом (Объектом) 15 июля 1959 года был создан завод КДА (завод кислородно-дыхательной аппаратуры).

С 1950-х годов часть жителей Кокчетавщины была допущена к изучению прикладных возможностей Объекта. Ныне андроновские города эпохи бронзы, складские участки проекта «Панкрат-11» и город Алексеевка стали территорией Акмолинской области независимого Казахстана. В этой связи, скорее всего, любая информация по действующему ИИ была отнесена к «государственным секретам РФ», тогда как артефакты причислены к гостайне суверенного Казахстане.

В 1961 году вышел том Диккенса с русским переводом романа «Тайна Эдвина Друда». В конце 1970-х годов я взял этот том из частной библиотеки жителя Кокчетава (Казахстан) Бориса Фадеевича Усанина. В книгу была вложена тетрадка с записями. Я прочитал роман и тетрадку. И приступил с расспросами к Борису Фадеевичу. Оказалось, что мне в руки попалась книга из библиотеки проекта по созданию и обслуживанию (он был создан в СССР!) искусственного интеллекта по имени Панкрат-11. Участникам проекта было интересно узнать мнение искусственного интеллекта по поводу... всего!

Кому-то пришла в голову идея загрузить в компьютер текст романа «Тайна Эдвина Друда» и спросить искусственный интеллект о тех сюжетных поворотах и ходах, которые Диккенс не успел дописать, скончавшись в 1870 году. Тетрадка содержала записи, сделанные кем-то из ученых, вступивших в диалог с Панкратом-11. Годы спустя (после уничтожения Панкрата-11 в 1968 году) Борис Фадеевич хорошо помнил события второй половины 1960-х.

Зимними вечерами в хорошо прогретом доме на Советской улице мы обсуждали версию искусственного интеллекта, дописавшего вторую половину романа «Тайна Эдвина Друда».

Ознакомившись с версией Панкрата-11, я не могу всерьез воспринимать никакие иные гипотезы и продолжения романа «Тайна Эдвина Друда». Просчеты авторов всех прочих версий мне представляются очевидными и почти глупыми в свете тех вершинных образцов, которые в 1967 году показал искусственный интеллект, созданный советскими учеными на основе разработок гениев Западной Европы.

После смерти Бориса Фадеевича Усанина через его дальних родственников и вообще подставных лиц спецслужбы перекупили всю его библиотеку (кроме 25-томной БСФ). Книги из библиотеки проекта Панкрат-11, скорее всего, были разворованы в 1980-е и сожжены зимой 1992 года в одной из угольных котельных Кокшетау, отапливающей интернат. Вероятно, это тот редкий случай, — когда после обретения Казахстаном (или любой иной бывшей советской Республикой) независимости, — в региональных управлениях КНБ неделями сжигали советскую документацию, не просчитав возможных выгод от продажи артефактов тем же американцам.

Здесь привожу по памяти главные тезисы из читательской версии Панкрата-11.

Криспаркл, используя формулировку Виктора Шкловского, «мистификатор и режиссер всего романа».
Читатель ошибается относительно Криспаркла. Во всём. От начала и до финала.
Криспаркл — главная угроза для всех.
Криспарклу вроде бы 35 лет, но мужчина выглядит намного моложе своего возраста.
В глазах Сластигроха Криспаркл едва ли не ровесник Невилла.
Его маме должно быть никак не меньше 55 лет, но женщина выглядит моложе своего возраста.
У неё острое зрение.
Она не ведет себя как женщина, родившая шестерых и потерявшая пятерых детей.
В Лондоне якобы живет сестра миссис Криспаркл. Об этих двух женщинах, которых мы не видим вдвоем в одной сцене, сообщается, что они похожи друг на друга. Ещё одна пара! Скорее всего, Криспаркл и его слишком молодая мама — это пара сообщников, которые выдают себя не за тех, кем они были до приезда. Возможно, это любовники, муж и жена или брат с сестрой.
В Лондоне Сластигрох видел миссис Криспаркл, переодетую своей сестрой и выдающую себя за жительницу столицы. Криспаркл и его мама — это сюжетные двойники нескольких пар — Друда и его невесты, Невилла и его сестры. О прошлом ничего не знает гость города седовласый Дэчери. И поэтому с нуля собирает доказательства вины Криспаркла, разоблачает убийцу на свой страх и риск.
В романе имеется единственный персонаж, способный победить Криспаркла. Это воздушный садовник (акробат?) Тартар.
Внизу легендарной обложки, сделанной братом Теккерея, юный Криспаркл стоит в подземелье, куда входит его разоблачитель.
Криспаркл совершил несколько преступлений.
Убийство Друда не самоцель и не главное преступление Криспаркла.
Криспарклы вдоём убивают Джаспера.
Главное преступление Криспаркла и его сообщницы — это покушение на Розу.
Устранение Розы — это та задача, ради которой Криспаркл и его сообщница внедрились в провинциальный город.
Спасителями Розы выступают несколько персонажей.
Это седовласый Дэчери, выполняющий сюжетную работу неудавшегося мстителя Джаспера. И это Тартар, подменяющий вспыльчивого и задиристого Невилла.
Дэчери не Джаспер. Дэчери вместо (убитого) Джаспера.
Тартар вместо Невилла.
Невилл задирается и позволяет группе мужчин себя побить.
Тартар будет побеждать в любых поединках, любого противника.
В одной из схваток ему предстоит противоборство с сообщницей Криспаркла, всегда вооруженной (несколькими) ножами (кинжалами).
Седовласый Дэчери — глава разрозненного семейства, который вернулся для решения вопросов, накопившихся за время его отсутствия. Моральным оправданием его отсутствия может быть только многолтений поиск (старшей дочери) Розы. Тартар возник до Дэчери, но не может развязать узел из смысловых проблем.
Седовласый Дэчери — муж кашляющей старухи Курилки, которая ходит в собор смотреть на... Криспаркла! (Простота этого хода удивляет меня до сих пор!)
Курилка погибнет от кинжала сообщницы Криспаркла, то есть, от рук своей младшей дочери.
Одна из разгадок в прозвище Криспаркла, которого в русском переводе следовало бы называть Шестым.
Шестеро персонажей объединены семейной наследственной тайной.
Это шестеро детей одного отца. Старшие — Тартар и Роза. Средние дети — Невилл и его сестра. Младшие дети — Криспаркл и его сообщница.
Криспаркл не знает о существовании Тартара как претендента на наследство. Тартар — сюжетный двойник Друда. На ничего не подозревающего и ничего не понимающего Друда сваливаются напасти, которые должны быть адресованы Тартару.
Наследство — это совокупность паёв в промышленной компании на Востоке.
Когда-то давно седовласый Дэчери был лишен прав собственности. Возможно, непосредственно перед приездом в провинциальный город он решил свои проблемы с владением компанией. Друд хочет уехать в Египет и работать инженером в этой компании. Со слов Джаспера, Друд обладает паем в компании. Это не так. Паем в компании владеет Роза. Со слов рассказчика, Роза осиротела в 7 лет. Красочное описание утопленницы похоже на детскую фантазию.
Почти одновременные смерти отца Розы и отца Друда (брата Джаспера) — это одна утрата.
Джаспер не виновен! Джаспер теряет сознание при знакомстве с сильно запоздавшей новостью о разрыве помовлки Друда и Розы. Этот разрыв полностью меняет хозяйственные отношения между персонажами. После разрыва помолвки Розы у Друда нет сюжетной работы.
Отказ от семейной жизни ставит жизнь Розы под удар.
Угловатый человек Грюджиус не знал настоящего завещания.
Для младшего наследника Криспаркла Невилл становится опасен только после убийства Розы.
Устранение Розы — это то, что приносит прибыль для настоящих преступников.
Для Криспаркла убийство Розы вопрос решенный.
Фактически Розу спасает глупое поведение Джаспера, вроде бы в неё влюбленного.
Криспаркл знает, что любое происшествие с Розой припишут Джасперу, который — повторюсь — не виновен. И поэтому пока ничего не предпринимает вездусущий Криспаркл. Пока жив Джаспер. Ибо для Криспаркла Джаспер не более чем боксерская груша, мальчик для битья. Таковым его воспринимают 90% читателей.
Завязка в том, что сообщница (сестра-любовница Криспаркла) выманивает из Лондона Невилла и его сестру.
С Невиллом намного труднее, чем с Розой. Поэтому Криспарклу так важно свести вспыльчивого Невилла с Друдом. Криспарклу не нужен инженер Друд. При реализации всех замыслов, вступивший в права наследования злодей Криспаркл просто бы уволил инженера Друда. Но инженер Друд никогда не был целью для Криспаркла. Криспарклу нужно вывести из игры Невилла, которого обвиняют в убийстве Друда.
При полной реализации всех преступных и тайных замыслов персонажей и заслуженном наказании настоящих преступников, материально выиграл бы Сластигрох. И это была бы награда для смельчака.
Навряд ли комический персонаж Сластигрох был связан с Криспарклом. Важно, что Сластигрох играет уникальную сюжетную роль. Сластигрох — единственный персонаж, который вслух (и безнаказанно) называет убийцу Криспаркла «убийцей»!!! И это правда.
И это не его субъективная правда, но сюжетная правда.
Толстый слой сатирических недостатков, приписанных Сластигроху, мешает читателю услышать слова правды и слова прокурорского обвинения! Сластигрох говорит правду, но его не слышат. В этом мастерство Диккенса как предтечи современного детектива.
Устами Сластигроха Диккенс называет убийцу Криспаркла «убийцей». Но читатель не верит, ни персонажу, ни автору!
После приезда Невилла, после ссоры с Невиллом у Друда не было сюжетной работы.
Криспаркл первым интересуется приездом Друда.
Криспаркл был последним, кто видел Друда.
За секунду до своего разоблачения Криспаркл переводит подозрения в убийстве Друда на Невилла.
То хладнокровие, с которым он переводит подозрения на Невилла, свидетельствует о неисправимости закоренелого преступника.
Криспаркл держит Невилла в плену. Об этом говорится открытым текстом.
Криспаркл знает приёмы полицейских, что объяснимо, если он — закоренелый преступник.
Криспаркл вызывает обоснованные подозрения Сластигроха.
Обещанной в заголовке тайной Друда становятся злоключения тела мертвого Друда. В ночь бури Джаспер нашёл тело Друда. Тело Друда — тайна Джаспера. Психика Джаспера раскачена потому, что он владеет телом Друда.
Но Джаспер не убивал Друда.
Криспаркл убил Друда, сбросив на него камень из стены или с крыши собора.
О чём при описании прошедшей бури Криспаркл внятно рассказал доверчивым и глупым слушателям, не способным поймать его за руку. Убив Друда, Криспаркл снял с тела часы и цепочку, которые он сам же повесил нал рекой, утопил на мелководье. А потом эти вещи сам же нашёл при свидетелях. Находка этих вещей настолько важна, что убийца не мог бы кому-то передоверить это важное дело.
Криспаркл не знал про одну вещь, которая была с Друдом.
Эта вещь важна для финального оправдания Джаспера, который погибает от ножа.
Слухи про кровожадность Невилла распускали Криспарклы:
«Он неоднократно похвалялся, что побьет мистера Криспаркла. Он похвалялся, что всех убьет и останется единственным человеком на земле».
Это не обещания злодея, не слова потенциального преступника. Это пересказ. Это интерпретация чужих слов к чьей-то выгоде.
Задача автора заключалась в том, чтобы в двойном финале собрать всех выживших участников конфликта в одном месте и заставить их разговориться. Вероятно, автор не ставил перед собой цели переженить персонажей. Это невозможно было сделать при погибшем Джаспере.
При выжившем и оправданном Джаспере, союз с Розой показался бы читателю эффектным, но маловероятным финалом.
Для гибели Криспаркла и его сообщницы следовало бы придумать две разных смерти...