Автобиография

Био, граф и я. Слово интересное! Био – в переводе с греческого означает жизнь. Граф – математическая абстракция объектов любой природы, обладающих парными связями. Итак, жизнь, парные связи (читай, мои родители, семья) и я. Об этом и предстоит рассказ.

В начале шестидесятых годов прошлого века, в г. Александровск-Сахалинский рано утром родилась девочка. Пухленькая и спокойная. У мамы не было с ней никаких проблем: поест и спит. Ну все, как положено младенцам. Она была вторым ребенком в семье. Старшему брату исполнилось пять лет. На ту пору семья жила в поселке Арково, где больницы не было, потому и родилась девочка в Александровске. Имя ей дали Елена, в честь бабушки.

Мама заведовала аптекой, отец работал на шахте. В то время отпуск по уходу за ребенком был всего два месяца. Еще три месяца составил отпуск. А к тому времени на Сахалин по просьбе моих родителей приехала бабушка (мама моей мамы!) Жданова Елена Владимировна. Приехала на год, а осталась здесь навсегда. Как она потом говорила мне: «Прикипела я душой к тебе, солнышко!»

Так с полугода моя бабуля была со мной рядом до самой ее смерти. Наша семья переехала в поселок Тихменево, Поронайского района, а потом осела в Горнозаводске. Здесь я окончила десятилетку и получила аттестат об образовании. Сюда вернулась после института.

В семье читали все, кроме меня и бабушки. Долгими вечерами было скучно. Бабуля рассказывала мне сказки, а я с завистью смотрела на взрослых и брата – они читали КНИГИ! Мне было завидно. Несколько вечеров я канючила:

– Мам, научи меня читать… Ма-а-а-ам!

Потом чуть изменила желание:

– Мам, купи мне азбуку! Ма-а-а-ам!

И выпросила! Мне купили яркую большую книгу. В конце были квадратики слогов на плотной картонке и специальные кармашки, где можно было составлять слова. Учение шло таким образом: я подходила то к отцу, то к маме, то к брату, тыкала в букву и спрашивала:

– Это какая буква?

Мне отвечали тут же лишь бы отвязалась, всем хотелось читать. Я подходила к бабушке и, показывая на букву, строго ей говорила:

– Это буква «А»! Запомнила?

Вскоре буквы были выучены намертво, пришло время слогов. Повторилась та же история что и с буквами: я донимала вопросами, мне отвечали с небольшой досадой – вот приставучая! Где-то через полгода, я читала бабушке по слогам название газеты и статей. Отец прислушался и с удивление сказал:

– Зоя, она читает!

Мама посмотрела в мою сторону:

– Неужели?

Отец подозвал меня, указал на строку в газете, я прочла.

– Так, – он улыбнулся, – надо тебе книг набрать в библиотеке.

– Только побольше! – обрадовалась я.

С той поры всё наладилось. Я не приставала к родным, читала бабуле вслух все подряд и требовала новых книг. Моё чтение, естественно, отвлекало и мешало читающим. Однажды мама, вздохнув, спросила:

– А ты не пробовал читать про себя?

– Про меня? – огорошено спросила я. – А есть такая книжка про меня? А кто её написал?

Мама засмеялась.

– Когда говорят «про себя», то это значит, что читают молча. Попробуй сначала шепотом, а потом мысленно.

Я нахмурилась и обещала попробовать. Научилась быстро, но мне было жаль бабулю: мы все читаем, а она сидит одна, вяжет носки, ей же скучно! Выход нашёлся, мы уходили в другую комнату, где я читала ей вполголоса.

Книги я буквально «глотала», родители не успевали приносить их из библиотеки и не могли дождаться, когда я пойду в школу, чтобы могла записаться в библиотеку сама. Это наконец-то случилось!

В школе мне понравилась лишь библиотека. Обилие книг поражало! В первый же день я взяла сразу восемь книг, но мне выдали… две. Не положено! На другой день я заявилась снова. Проходив так неделю, смогла ближе познакомиться с Антониной Васильевной, школьным библиотекарем. Поняв, что я читаю быстро и готова сидеть среди книг всегда, мне потихоньку открыли свободный доступ. И началась сказочная жизнь!

Учебе чтение не мешало, я уже хорошо писала, считала, знала множество стихотворений – даже сама пыталась слагать! Потому в первом классе, в основном, читала книги за второй, третий и четвертые классы. Позже я обнаружила, что библиотека в школе не слишком и большая, а вот городская, в ДК «Шахтер» просто отличная. С восхищением я ходила меж здоровенных полок, водила пальцем по корешкам собраний классиков Российских и зарубежных. План был прост – читать! Диккенс, Моэм, Голсуорси, Драйзер, Стендаль, Джек Лондон, Конан Дойль, Шекспир, Лопе де Вега – мир засиял всевозможными красками и не было никого, счастливее меня!

Поскольку читала я бегло, а книг не становилось меньше, то часто вместо чтения я пересказывала бабушке прочитанное и обсуждала с ней того или иного автора.

Шекспир и Лопе де Вега ей понравились. Оценила она Пушкина, Лермонтова, Александра Грина. А вот Диккенс не пришелся ко двору. «Скучный!» – резюмировала бабуля. А может, мне просто не хватило таланта, четкости в изложении? Не удалось донести…

В ту далёкую пору не хватило у меня и понимания, насколько уникальны сказки, которые она мне рассказывала. Я вела дневник, несколько записей сохранилось. Позже, когда у меня возникла идея восстановить эти сказки, пришлось немало потрудиться. Но многое, увы, утрачено навсегда.

В пятнадцать лет мне удалось вместе с мамой побывать на Алтае, родине бабушки. Там я поняла, насколько самобытна Сибирь. Оказалось, что сказки бабули никто не помнит. Никто! Лишь двое стариков согласно закивали, узнавая героев. Двое. И всё. Вернувшись домой, я наскоро записала рассказанные сюжеты, но позже эта тетрадь потерялась…

Школьные годы пролетели быстро, я поступила в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ХАБИИЖТ). Специальность – инженер-электрик. На тот момент профессия престижная, денежная, уважаемая. Но не это привлекло меня. БИБЛИОТЕКА! Потрясающая, с огромным абонементом. Наученная опытом, я сразу пошла в магазин и купила самый большой торт. Знакомство состоялось и с той поры я ходила в библиотеку, как к себе домой. Я читала все новинки одной из первых. Мало того, мне доверяли, давали редкие книги на вынос. Ясное дело, никому я об этом не говорила. Себе дороже! Лишиться такого источника книг я не могла. Это был мой наиглавнейший секрет.

Хабаровск. Книги, театры, кинозалы, выставки художников, встречи с актерами кино и театров. Никто не понимал, зачем я пошла в инженеры. Все просто – такой хорошей библиотеки не было на тот момент ни в одном из институтов.

В 1983 году институт остался позади. Я уже была замужем, родила дочь. Вернулась в Горнозаводск, получила трехкомнатную квартиру, начал работать. В 1985 году родилась вторая дочка. Через два месяца после этого умерла моя бабушка. На железную дорогу я больше не вернулась, ушла работать на ТЭЦ. В девяностые годы шахту закрыли, я стала челноком – возила вещи на продажу. Надо было растить детей. Чуть позже открыла магазин на пару с подругой, потом второй. А потом умерла мама. Сгорела от рака за полгода. Через два года следом ушел отец. Его смерть, дефолт, перевод дочек в другую школу, повышение доллара, огромный долг – 1998 год я запомню на всю жизнь…

В 2011 году наступил новый этап в моей жизни. Я переехала в Южно-Сахалинск. Открыла парикмахерскую. Но судьба распорядилась по-своему. Я встретила Наталью Капустюк, познакомилась с Сахалинской областной детской библиотекой и начала совершенно иную жизнь.

С 2014 года открылась новая страница, я начала издавать свои книги. И здесь вспомнила о бабушкиных сказках. Началась упорная работа. Постепенно из множества воспоминаний начали возникать герои. В дни работы я становилась отстранённой, отключала телефон, лихорадочно записывала отрывки, чтобы позже сложить из них сказку. И тут мне вновь повезло. Адрес издательства в Питере прислал в письме Наталья Иванова. Недолго думая, я выслал текст. К моему удивлению, мне быстро ответили согласием. Так в 2018 году появился первый том «Сказки сибирских деревень», а в 2020 – второй том «Хозяйка тайги. Сказки сибирских лесов» В честь мой любимой бабушки я взяла для сказок псевдоним – Елена Жданова.

Замечательным выдался 2019 год. Вместе с Ларисой Радченко – художник и писатель из Новосибирска – мы создали трилогию «Мыслекатор», «Сияние Лазирры». Написали два детектива: «Талисман», «Повилика». Выпустили две книги: «Вышел месяц…» и «Лезвера – страна летающих зверей», в них Лариса выступила в качестве иллюстратора. Чуть позже появилась моя книга «Чудеса для малышей!», в которой рисунки, сделанные мной, и стихотворения к ним.

Вот, пожалуй, и все. Добавлю, что оба тома сказок были отмечены на конкурсах:

– золотой лауреат и дипломант «Евразийской международной премии» в номинации «Смысл мироздания» 2018 (книга «Сказки сибирских деревень»)

– дипломант конкурса имени Петра Ершова 2020 год. За книгу «Хозяйка тайги. Сказки сибирских лесов».

Елена Долгих,
2021