Глава первая: "Студент"

11.09.2015, пт: Сегодня я впервые отправился на занятия в медицинское училище. И сразу же стал самым старшим (старым) студентом училища. Возможно, потом издадут официальный бюллетень, сообщающий, что Зорин Денис — самый старший студент за всю историю существования сего учебного заведения. Шёл я в своём привычном состоянии: желание добра всем и готовностью помогать.

В холле дежурная девушка (сейчас даже не вспомню, как она выглядела) проводила меня до нужной мне аудитории, где в коридоре толпились мои одногруппницы. «Одно бабьё, — разочарованно подумал я. — Общаться не с кем”. Перед самым началом в аудиторию вошли четверо парней, чем очень меня удивили. Ещё больше был удивлён, когда они по очереди подошли поздороваться со мной за руку и представиться. Это было очень приятно. Из девиц никто не отреагировал на моё появление, за что я им крайне признателен.

Про дам написать сегодня нечего, напишу лишь про парней, посмотрим, насколько прав я окажусь впоследствии, когда узнаю их лучше.

Первый парень — Артём Шик — с русыми волосами и синими глазами, пухлыми губами типичной славянской внешности, немногословен и несколько суров. Второй — Кирилл Зонис — в паре с Артёмом сидит невзрачного вида парнишка с очень смуглой кожей, чёрными волосами, пышными бровями и с пронзительным взглядом. Самый умный из парней, как мне показалось, и самый скромный, любитель оставаться в тени. Третий — Анвар — таджик, очень симпатичный и предупредительный (пропустил всех в аудиторию, в том числе и меня), по взгляду видно, что умный. Говорит с забавным акцентом, неправильно ставя окончания, от чего хочется слушать и слушать. На лице лёгкая небритость и идеальная причёска. Мальчик-картинка Анвар, Анваржон, парень, с которым хотят дружить все и каждый. Четвёртый — Муслим — высокий стройный чернявый чеченец с белыми ровными зубами и модно выщипанной бровью. Говорит без акцента, ведёт себя в крайней степени адекватности, чем уничтожил все мои представления о чеченцах. Муслим старался уделить мне внимание, не слишком навязываясь, соблюдая дистанцию: садился всегда по соседству. На перемене повернулся ко мне и спросил, изучал ли я латынь. Я на всякий случай сказал, что нет. Муслим сказал: «Будем помогать вам, потому что учитель просил». Я смутился и внутренне растрогался: боже, какая хорошая группа, как мне повезло! На других занятиях сидел позади меня с Анваром. Называет меня на Вы, я сказал, что нужно называть меня на Ты. Он ответил: «Я так не могу». Я в очередной раз подивился, что меня воспринимают слишком старым, а ведь совсем недавно мне было 14. Очень предупредителен, всем видом демонстрируя готовность отвечать на мои вопросы. Муслим Уваров — мой любимый чеченец.

Никаких вопросов-расспросов, никто меня не доставал, каждый находит себе занятие. Первое занятие — культура речи. Преподаватель — Светлана Николаевна — провела прекрасно, речь грамотная, выверенная и поставленная, приятно слушать. Второе занятие (здесь это называется “пары” — было Сестринское дело, этот преподаватель (Колокольцева) мне сразу полюбился своей манерой подавать материал, добротой и душевностью. Среди прочего прозвучало: «Может, пациент — гомосексуалист, следовательно, у него ВИЧ, ну тут он сам виноват, выбрав такой образ жизни». По её представлениям все гомо-пациенты имеют ВИЧ, и все они выбрали быть гомосеками. Какие дремучие представления о физиологии и психологии! На гомо-тему никто не засмеялся и не отпустил шуточек. Третьим занятием была математика. Кошмар наяву повторился для меня снова, вернувшись из школьных времён: преподаватель быстро написал решение уравнения, предоставив нам решать примеры из учебника. Около часа я сидел в унынии, не зная, куда себя деть. За мной сидели Анвар и Муслим, иногда обменивался с ним фразами; он сказал, что тоже ничего не понимает, но его это не угнетало. Скоро будет контрольная, не знаю, как мне её пережить. Нужно нанимать репетитора, иначе я ничего не сдам.

Первый учебный день прошёл спокойно. Видно, что студенты уже втянулись в процесс, внимательно относятся к занятиям, приятно наблюдать такое прилежание. И лишь для меня всё это пока в новинку.

12.09.2015, сб: День совсем не удался. Вчера забыл посмотреть расписание на сегодня, пришлось утром идти в училище (09:40), моё единственное занятие в 13:15, я ушёл домой и пришёл в 13:10. Училище закрыто на замок, признаков жизни нет. Пошёл в общагу, обратился на Reception (не знаю, как это здесь называется по-русски), мне сказали, что в седьмом кабинете никого нет. Я чувствовал себя виновным в прогуле занятия, шёл домой в полной уверенности, что латинский язык где-то идёт, а я свой первый урок нагло прогулял.

14.09.2017, пн: Первое занятие — культура речи, получил первую оценку: “трояк” за то, что неправильно классифицировал тексты. Я и “тройки” понятие несовместимое, какой-то сюр, но тем не менее… Потом был английский язык, первый урок, где познакомился с преподавателем Татьяной Аркадьевной. Т.А. очень интересная женщина, с манерами истинной Леди, с такими женщинами не то, что разговаривать, а просто находиться в одном помещении уже приятно. Т.А. сказала, что обожает Беларусь, была в полном восторге, узнав, что у меня там дом. Она обратилась ко мне на английском и была шокирована тем, что я её понимаю и отвечаю на настоящем английском. Хотя мой английский далёк от совершенства, ей уже было в диковинку, что я могу ей что-то ответить. За чтение и перевод получил «пять». Она меня пытала, не учился ли я на факультете иностранных языков. Неловко было её разочаровывать, но нет, не учился. В конце урока она сказала, что я умнее многих преподавателей (как успела рассмотреть?), потому советует мне не задавать лишних вопросов, не выпячиваться “and keep distance”. Английский по-прежнему является моим любимым предметом. Потом была философия, студенты читали свои доклады, было скучно и непонятно. Анвар сорвал смешков, потому что читал совсем непонятно. Бедный Анвар, ему здесь очень сложно посреди чужого народа и в чужой языковой среде. Но он не переживал, потому что уже влился в группу. Я бездельничал, наслаждаясь тем, что это моё первое занятие. Анатомию вела молодая стильная девушка модельной внешности Кислицина Наталья Владимировна. Великолепная речь, безукоризненное поведение, всех на Вы, как и положено. Лекция прошла очень понятно и доходчиво, её метод преподавания мне нравится. И здесь, забегая вперёд, должен отметить, что именно Н.В. привила мне желание преподавать. Раньше таких желаний не имел, а именно её работа, её энтузиазм и желание научить нерадивых студентов хоть чему-то вызвал у меня спортивный интерес: смогу ли я научить самых ленивых незаинтересованных студентов. Впоследствии мной приняты решения касательно дальнейшего образования в этом русле.

15.09.2015: Первая пара латинский язык, вчерашние выученные слова дали мне «4» и вторая «4» пришла за работу на уроке. Преподаёт наш Куратор, преподаёт очень хорошо, спрашивает строго, надо учить, с ней не расслабишься.

Потом была психология, много писали, ловил себя на мысли, что напрасно переводим столько бумаги и чернил. Про предмет сказать пока нечего кроме того, что это сплошная халява, оценки можно брать из воздуха. Преподаватель тот же, что и с философии: Надежда Михайловна, женщина спокойная, рассудительная, от неё веет идеальным порядком как в делах, так и в мыслях.

На большой перемене случился странный инцидент: я разговаривал со Стасом из Питера по телефону, поднялся на площадку второго этажа, задержался там. Было шумно, потому мои редкие реплики никому не мешали. Неожиданно передо мной вырос пожилой человек с жидкими волосами и красным лицом (не раз встречал его в училище) тут он решил навести порядок, выпроводив меня, как инородный элемент. «Могу я вам помочь?» — грубо вопросил человек. «Што, простите?», — я откровенно растерялся и даже испугался, потому что ни в какой помощи не нуждался. «Могу я вам помочь?», — ещё грубее и уже с вызовом повторил свою фразу человек. «Каким образом?», — спросил я, не отрывая телефона от уха, явно показывая, что телефонный разговор мне интереснее. «Зачем вы тут находитесь? Какое отношение имеете к данному заведению?» — человек был готов меня ударить. Видя агрессию, мне всегда интересно, чем она вызвана (как я, ничего не делая, могу вызывать агрессию?). «Я здесь учусь», — якобы кротко ответил я, хотя тон говорил сам за себя. «Где? В какой группе?» — на всё получил немедленный ответ. «На дневном или заочном?» — продолжал допрос незнакомец. «На медиков заочно не учат», — ответил я, продолжая держать трубку у уха, забавляя Стаса неожиданным представлением. «Мне лучше знать!» — ответил оскорблённый человек с красным лицом и удалился, бросая на меня гневные взоры. Я бы не придал этому значение, если бы не немедленное продолжение: я перешёл в коридор к нашей аудитории (может быть там, где я стоял, стоять нельзя), оказавшись напротив преподавательской, куда вбежала женщина, похожая на пекинеса (с этой дамой я ещё столкнусь из-за журнала, читаем дальше), тут же вышла с нашим куратором, которая удивлённо посмотрела на меня, выслушивая жалобы преподавателя. Услышав слово «нахамил», я понял, что ситуацию решили раскачать [Большим страшным человеком оказался преподаватель истории, человек, который поддержал меня и словом, и делом в тяжёлые времена, о которых в этот день я даже не подозревал. Впоследствии я буду с удовольствием бывать на его занятиях.]. Настроение было испорчено, анатомия далась с большим трудом.

На анатомии сам вызвался к доске отвечать про позвоночник, хотя ничего не учил, надеялся на память. Да и желающих отвечать не было. А вопрос начался с костей туловища, я не знал, о чём речь. Кое-как ответил про строение позвонка и рёбра, поставили «4», хотя тут светила только “троечка”. Сам себе дал обещание выучить эту тему. После пары преподаватель подошла поговорить, спросила, учился ли я где-то, я рассказал про работу в хосписах, про желание заниматься этим профессионально. Хороший преподаватель, заметно выделяется на фоне всего коллектива, стильно одевается и с приличной причёской. Анвар был приглашён к доске, но ничего не смог ответить, у него серьёзная проблема с русским языком. Так хочется ему помочь, поддержать, чтобы не бросил учёбу. Про старосту Сивас Карину узнал, что училась одна в классе до 9-го класса, в 10-м училась уже в обычном, среди других учеников, потому отвечать у доски перед публикой очень тяжело, забывает всё, что выучила. Девчонка хорошая, старательная и ответственная. Муслим сказал мне, что мой ответ был очень объёмным, хотя это не так, видимо, он так шутит. Интересное имя Муслим, надо выяснить, откуда он приехал. Позже он рассказывал, что они с Чечни, живут в деревне недалеко, очень много лишений пережили, но теперь строят свой дом, всё наладилось. Удивительно, как судьба свела с этими людьми, казалось бы, порушенные планы в Твери должны были привести к отъезду из России, но училище Ржева меня приняло. А ещё постоянно удивляет, что все вокруг говорят по-русски.

Общее состояние после учёбы подавленное, голову словно тисками сдавливают. Усталость смешивается с отчаянием из-за необходимости учить огромные объёмы информации. И ожидание разборок по поводу моего “хамства” угнетает. Пришлось прибегнуть к запрещённым допингам: чипсам и вину.

21.09.2015, пн: Сегодня мой ДР, Карина Сивас вручила мне конверт с деньгами, они собрали всей группой 650р, мне было дико неловко, словно у меня рак, а люди собирали по копеечке мне на лечение. Я до сих пор храню этот конверт как память о розовых очках. Сегодня же ДР у Алжанат, девочки с Дагестана, тихой умницы и красавицы. У меня такое ощущение, что дагестанок я вообще раньше никогда не видел, не считая телевизора: там покажут всё, что угодно. Занятия вообще прошли как-то незаметно, я наслаждался умным общением с Муслимом, он всё удивлялся моему возрасту. Да, в его представлениях столько не живут, но я живу, и от меня ещё ничего не отваливается. Размышлял, пригласить ли группу к себе домой на фуршет, но в эту убогую квартиру стыдно приглашать даже бездомных. А в кафе приглашать это уже большое позёрство, в итоге пришёл к выводу не делать события из своего ДР.

22.09.2015, вт: Первое занятие — анатомия. Группа расселась несколько странно: все разом на один ряд, а я оказался один на противоположном конце помещения. Я поворачиваюсь к группе и в шутку говорю:» А что, я сегодня отщепенец?» Муслим резко подскочил и подошёл ко мне: «Я сяду с вами. Вы не против?» Я снова внутренне прослезился: «Для меня это честь». Кто бы мог подумать, что “чуркофоб” и исламофоб скажет, что для него честь сидеть за одним столом с представителем кавказских народов и носителем исламской религии. Сегодня Муслим со мной сидел на всех занятиях, кроме информатики: он пришёл позже меня и сел позади меня, чтобы с телефона искать ответы на тест, а я его прикрывал не очень широкой спиной. Немного удалось поговорить про службу в армии, он сказал, что это его заморочки в голове. Вечером я решил, что нужно обязательно с ним серьёзно об этом поговорить. Он может совершить ошибку, бросив колледж. Сперва пусть получит образование, а потом идёт служить хоть на Камчатку, хоть на Юпитер.

На большой перемене я отправился прогуляться с надеждой употребить что-нибудь съедобное; съеденное яблоко давало чувство сытости, но не удовлетворения. Останавливается машина, открывается дверь, а там мой одногруппник Миша. Спросил, куда я иду. Я сказал, что перекусить, он пригласил меня подвезти. Довёз до кафе «Пит-стоп», совсем рядом с училищем, если продираться сквозь кусты по грязи, рискуя упасть лицом в грязь в самом прямом смысле. Но оно того стоит: еда у них свежая и вполне съедобная. Мишка получает платное образование, очень миловиден и приятен в общении, на вид совсем крошка-малыш.Не стал расспрашивать. С ним же постояли минут пять, когда я шёл домой. Он с парнями стоял возле пушек. Посетовал, что не смог сдать сегодня тему по анатомии. Я дал совет, как учить: смотришь на картинку и вспоминаешь, чего знаешь про данную кость, потом смотришь в конспект, ищешь название конкретного фрагмента кости и запоминаешь.

После большой перемены я опоздал на занятие, но преподавателя не было, мы знали, что он не придёт, потому не спешил. Собрался сесть, как Муслим сказал: «Вы уже больше не хотите сидеть со мной?» Он изменил своему Анваржону. Хотя я сидел бы с ними двумя сразу, но увы, таких столов не делают. На русском выполняли работу, интернет всем помогал, время прошло быстро. Потом информатика, тоже делали тесты, довольно просто, набирали Excel-таблицу.

Потом физ-ра, мы всей группой пошли в спортзал, где физ-рук нас отпустил со словами: «Идите домой, у меня сегодня много дел». Какой замечательный преподаватель! Меня совсем не радовало изображать из себя олимпийского чемпиона на пенсии. Хороший такой день в целом.