«Граница в огне»

Западную границу СССР на территории Беларуси охраняли заставы четырех погранотрядов Белорусского пограничного округа: 86-го (Августовского), 87-го (Ломжинского), 88-го (Шепетовского) и 17-го Краснознаменного (Брестского). Самый северный участок белорусской границы защищал 86-й (Августовский) пограничный отряд. Его штаб находился в Августове (ныне территория Польши). Начальник отряда - майор Г.К.Здорный. Отряд насчитывал в своем составе 2153 человека и охранял границу на участке протяженностью 145,5 км.

Газета «Правда» на третий день войны, 24 июня 1941г., писала: «Как львы, дрались советские пограничники, принявшие на себя первый внезапный удар подлого врага. Бессмертной славой покрыли себя бойцы - чекисты... Они бились врукопашную, и только через мертвые их тела мог враг продвинуться на пядь вперед». Это подтверждают известные сведения о боях застав и комендатур, которыми командовали старшие лейтенанты А. Н. Сивачев, Ф. П. Кириченко, лейтенанты К. Ф. Васильев, В. М. Усов, И. И. Заика (86-й отряд). Полностью окруженные, пограничники сражались до последнего патрона и почти все погибли, уничтожив на подступах к своим позициям сотни солдат и офицеров противника. К сожалению, имена многих сотен других пограничников и подробности боев на многих заставах навсегда останутся неизвестными.

ЗАСТАВЫ ПРИНИМАЮТ БОЙ

С первого дня войны наиболее тревожная обстановка сложилась в Белоруссии, где вермахт наносил главный удар самым мощным объединением - войсками группы армий «Центр» под командованием фельдмаршала Бока. Серьезная угроза возникла на северном фасе белостокского выступа, где действовала 3-я армия генерала В.И. Кузнецова. Непрерывно подвергая бомбардировкам армейский штаб, расположенный в Гродно, противник к середине дня вывел из строя все узлы связи. Ни со штабом фронта, ни с соседями не удавалось связаться целые сутки. Между тем, пехотные дивизии 9-й немецкой армии yже успели отбросить правофланговые соединения Кузнецова на юго-восток.

На южном фасе выступа, где приняла бой 4-я армия во главе с генералом А.А. Коробковым, противник имел трех-четырехкратное превосходство. Управление и здесь было нарушено. Не успев занять намеченных рубежей обороны, стрелковые соединения армии под ударами 2-й танковой группы Гудериана нaчaли отходить.

Их отход поставил в трудное положение соединения 10-й армии, находившейся в центре белостокского выступа. С самого начала вторжения штаб фронта не имел с ней связи. Павлову не оставалось ничего иного, как отправить самолетом в Белосток, в штаб 10-й армии, своего заместителя генерала И.В. Болдина с задачей установить положение войск и организовать контрудар на гродненском направлении, что предусматривалось планом военного времени.

Командование Западного фронта за весь первый день войны не получило ни одного донесения из армий.

Под Гродно развернулись ожесточенные бои. Тем не менее, группе Болдина удалось на двое суток приковать к району Гродно значительные силы врага и нанести ему существенный урон. Контрудар облегчил, хотя и ненадолго, положение 3-й армии. Но вырвать инициативу у противника так и не удалось, причем механизированные корпуса понесли огромные потери.

Танковая группа Гота глубоко охватила 3-ю армию Кузнецова с севера, а соединения 9-й армии генерала Штрауса атаковали ее с фронта. Уже 23 июня 3-й армии пришлось отойти за Неман, чтобы избежать окружения.

К концу июня 1941 г. противник продвинулся на глубину до 400 км. Войска Западного фронта понесли тяжелые потери в людях, технике и оружии.

Из 19 600 пограничников, встретивших гитлеровцев 22 июня 1941 года на направлении главного удара группы армий «Центр», в первые дни войны погибли более 16 000.

ГРАНИЦЫ ПОСЛЕ 22 ИЮЛЯ 1941 ГОДА