Деятельность Православной Церкви во время Великой Отечественной войны

Чем дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, тем очевиднее становится та значительная роль, которую сыграла Русская Православная Церковь в победе над нацизмом. Складывавшиеся веками на­циональные и патриотические традиции Русского Православия оказа­лись сильнее обид и предубеждений. Несмотря на духовную несвободу, гонения, верующие приняли самое активное участие в борьбе с агрессором.

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту

священных границ нашей родины.

В храмах начинают возноситься молитвы о даровании победы над фашистами. Эти молитвы сопровождаются патриотическими проповедями, в которых верующие призываются не только молиться о победе, но и сражаться и трудиться для нее.

В молитве, читаемой во всех храмах Русской Православной Церкви за Божественной литургией в годы Великой Отечественной, говорилось:

«Господи Боже сил, Боже спасения нашего, Боже, творяй чудеса един. Призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя и человеколюбно услыши и помилуй нас: се бо враги наша собрашася на ны, во еже погубити нас и разорити святыни наша. Помози нам Боже, Спасителю наш, и избави нас славы ради имени Твоего, и да приложатся к нам словеса, реченная Моисеем к людям Израильским: дерзайте, стойте и узрите спасение от Господа, Господь бо поборет по нас. Ей, Господи Боже, Спасителю наш, крепосте и упование и заступление наше, не помяни беззаконий и неправд людей Твоих и не отвратися от нас гневом Своим, но в милости и щедротах Твоих посети смиренныя рабы Твоя, к Твоему благоутробию припадающия; восстани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имени Твоем победити; имже судил еси положити на брани души свои, тем прости согрешения их,и в день праведного воздаяния Твоего воздай венцы нетления. Ты бо еси заступление и победа, и спасение всем, уповающим на Тя и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Священнослужители организовывали в своих храмах бомбоубежища, принимали активное участие в тушении пожаров от зажигательных бомб, руководили прихожанами при рытье окопов и ночных дежурствах по противовоздушной обороне.

Включившись во всенародное патриотическое движение, Церковь развернула деятельность по сбору средств на нужды Великой Отечественной войны. 14 октября 1941 г. Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Сергий призвал «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам». Приходские общины стали вносить в Фонд обороны крупные денежные суммы. Только московские храмы за год войны передали Красной Армии более 3 млн. руб. Церковная община из города Горького (Нижнего Новгорода) за этот период передала государству около 1,5 млн. рублей. В осажденном Ленинграде (Санкт-Петербурге) церковные сборы в Фонд обороны к 22 июня 1943 года составили 5,5 млн. рублей, в Куйбышеве (Самаре) – 2 млн. рублей и т.д.

Всего за годы войны взносы Церкви и верующих в Фонд обороны превысили 150 млн. рублей.

Движимые желанием помочь Родине в трудную минуту, многие верующие несли свои скромные пожертвования на нужды обороны прямо в храм.

Жертвовали не только золото и серебро, но и деньги, продукты, теплые вещи. Священнослужители передавали деньги в банк, а продукты и вещи – в соответствующие государственные организации.

На собранные Русской Православной Церковью деньги были построены: колонна танков «Дмитрий Донской» для полка, дошедшего до Праги, самолеты для эскадрилий «За Родину» и «Александр Невский».


Наряду с мирянами, православные священнослужители являлись соратниками, связными, помощниками партизанских отрядов и групп подпольщиков, сотни священнослужителей за свою патриотическую деятельность подвергались арестам, тюремным заключениям, были расстреляны или заживо сожжены. Партизаны через своих связных распространяли в церквах листовки: воззвания Патриарха Сергия с призывом о молитвах за победу советского воинства, сообщения о проводившейся Московской Патриархией патриотической работе и другие материалы.

За связи с партизанским движением десятки священнослужителей были расстреляны или сожжены фашистами. Многие пастыри, невзирая на опасность для собственной жизни, находили возможность помогать советским партизанам, спасать от вывоза в Германию молодежь, а еврейские семьи – от неминуемой гибели.

Бойцы 5-й Ленинградской партизанской бригады во время награждения. В центре фото священник церкви псковского села Хохловы Горки Порховского района Фёдор Пузанов (1888—1965), награждённый медалью «Партизану Отечественной войны II степени».

Презентация Microsoft Office PowerPoint (2).pptx

Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпи­талях. Такие госпитали были устроены в значительной части мона­стырей и находились на полном содержании и обслуживании мона­шествующих. Так, например, сразу же после освобождения Киева в ноябре 1943 г. Покровский женский монастырь исключительно свои­ми силами организовал госпиталь, который обслуживали в качестве Медсестер и санитарок насельницы обители, а затем в нем разместился эвакогоспиталь, в котором сестры продолжали работать до 1946 г. Монастырь получил несколько письменных благодарностей от адми­нистрации за отличное обслуживание раненых, а настоятельница игу­менья Архелая была представлена к награждению орденом за патрио­тическую деятельность. Настоятельницу другого — Одесского Михай­ловского женского монастыря игуменью Анатолию (Букач) наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», так как она с сестрами оказала советской армии большую помощь медика­ментами, продуктами и одеждой

Врач В.И. Турбин, в 1930-е гг. тайно принявший монашество, организовал в оккупированном г.Орле подпольный госпиталь, был одним из его одним из руководителей. Благодаря его личному мужеству и самоотверженности медперсонала, в этом госпитале удалось спасти несколько оказавшихся в плену бойцов Красной армии. После излечения их переправили через линию фронта.