100 км на лыжах в первый раз

Post date: Sep 13, 2012 1:27:52 PM

Карельская сотня (2010 год). Калевала.

(Конечно дальше было много разных марафонов, и опыта прибавилось, и ещё одна, уже совсем другая Карельская сотня за плечами, но почему-то всегда самое первое впечатление - самое яркое. Им-то и я хочу поделиться.)

К сожалению, "наилучшие" предсказания синоптиков оправдались. По Карелии – штормовое предупреждение, сильный ветер и снег. Да… сложная предстоит сотня, но ничего, все равно поедем, на Сафроновской сотне в этом году было то же самое, только лыжня самотоптанная и – 16С, а здесь всего -3С и лыжня нарезанная, пока правда снег не замел.

Встали в 6 утра, Булат побежал тестировать напарафиненные с вечера лыжи, после положительного результата теста мы побежали парафинить свои лыжи, в ваксинг руме было довольно пусто – все остальные ещё с вечера лыжи подготовили. Успели пропарафинить всего один раз. Приняла решение на держание мазать Swix v40, но тут же услышала разговоры о том, что эта мазь не держит. Беру с собой ещё одну мазь Swix v60 (других мазей у меня тогда не было), т.к. к середине дня вроде обещали потепление. Долго собираемся…. Старт в 8 утра. Едва успеваем на старт, вот уже выстрел, а я все ещё очищаю ботинки от снега, долго не получается встегнуться в «пилоты», в итоге отстаю, еду последняя, но постепенно догоняю и обгоняю не очень спешащих участников, среди них были финны, один из них мне даже что-то сказал.

Снег сильно замел вчерашнюю лыжню, обгонять сбоку не получается, с другой стороны, дистанция длинная, успею ещё, но все же стараюсь обогнать как можно больше народу в начале, чтобы не страшно было ехать потом в конце.

Вот и первая отметка 5 км, довольно быстро промчались, снег метет прямо в глаза. Упрашиваю про себя природу не сыпать снег… Переметенка тоже сильно засыпает лыжню, опять у меня начали щелкать крепления, стараюсь не обращать на них внимания. Первые 15 км были преимущественно по полям и редколесью, все пока довольно плоско, лыжники уже успели растянуться в длинную цепочку по полю, начало которой не видно в пурге, держусь по началу в группе из 3-х лыжников, но они постепенно растягиваются и уезжают от меня. Осталась одна, вокруг только лес, холмы, бурелом, становится страшно при мысли о встрече с медведем, отгоняю от себя такие мысли, контролирую время при помощи пульсометра из расчета 30 мин на 5 км, первые 25 км прохожу за 2 часа 18 минут, успокаиваюсь, есть небольшой запас. Первый пункт питания был на 26 километре. Там небольшое скопление лыжников. Уезжаю с него довольно быстро, глотнув теплого морса и всыпав в рот немного изюма, спешу… Если бы знала, как будет плохо потом, то поела бы побольше и подмазала лыжи, но уж очень место было неудобное, прямо на дороге, на ветру. Еду дальше, догоняю молодых ребят в коньковых ботинках, они никуда не спешат, едут-общаются, спокойно меня пропускают, позднее я узнала, что это местные ученики спортшколы. Часть маршрута проходит по озерам. Переметенка заметает лыжню за несколько минут после того, как по ней кто-то проехал, приходится заново тропить. Очень помогали вешки через каждые 10 метров, организаторы заранее предупредили о том, что ехать нужно строго по вешкам – в стороне под снегом может быть вода. После озера была длинная и более-менее прямая дорога-просека с небольшими горками. На ней я догоняю 3 женщин, которые стартовали в 6 утра, чтобы пройти засветло. Лес, холмы, наверное, тут очень красиво в ясную погоду, а сейчас метет снег и нечего особенно не видно. 5-ти километровые отметки постепенно замедляются. Я успокоилась – за мной едет какой-то лыжник, а подъемы становятся все больше и больше, замечаю постепенно, что мазь перестает держать и в каждый подъем я заезжаю все сложнее. Вместе с подъемами появились и спуски, хорошо ещё, что опасные были помечены знаком «!». На одном таком спуске с нырком в самой нижней его части кто-то таки «впечатался» в лыжню – прямо отчетливо в отпечатке прослеживается голова и плечи. «Ого, ну ничего ж себе!» успела я подумать за доли секунды.

Мазь уже совсем не держит, и силы как-то закончились, почти пешком иду в горки… Вот отметка о сороковом километре, решаю, что надо подмазаться и тут совершаю роковую ошибку – помня о прогнозе синоптиков что будет теплеть, кладу, не думая, более теплую мазь. Вроде как стало получше, но не сильно. Пока подмазывалась меня обогнали пара лыжников. Горки пошли ещё круче, по ощущениям заехали на плато, здесь уже не лес, а редкие деревца, на снегу следы каких-то гигантских животных, позднее до меня доходит, что это не животные гигантские, а снега даже лосю по пояс))).

Очень хочется есть, а до пункта питания ещё далеко, достаю аскорбинку с сахаром, но она как-то не сильно помогает в итоге последние 5 км мучаюсь. На 50-м километре делаю отсечку по времени – уже не получается уложиться в 10 часов. Крепление щелкает только одно. Ну вот наконец-то пункт питания на 53 км, больше половины пройдено, встречаю там Булата, он подмазывает лыжи и уезжает, Тимур где-то впереди. Пью 2 стакана морса со сладостями, очень хочется есть, а из более «тяжелой» еды только бутерброды с рыбой, которую мне нельзя… В это время меня догоняют 2 участницы КЛН (карельской лыжной недели) Оксана и Оля. Думаю, плохо дело… Пока я грею лыжи на костре и подмазываю, они уезжают. Накладываю поверх теплой мази мазь v40. Поехала, после ПП едется гораздо лучше и настрой веселее. Больше половины пути пройдено. Вскоре догоняю и обгоняю Олю, но потом мне стало жарко в куртке, которую я одела на ПП, и, пока я ее снимала, Оля опять уехала вперед, после этого довольно долго ехала впереди. Помогают ориентироваться во времени таблички с 5-ти километровыми отметками, мой GPS почему-то отключился. Обогнала опять Олю, немного еду впереди, но потом начинается озеро, по которому надо тропить вдоль вешек и Оля меня снова догоняет. Некоторое время едем вместе, меняемся, страшно представить что будет на последних 16 километрах по озеру Куйто. Ура! Снова начался лес, уезжаю вперед, но тут вдруг пошел мокрый снег и лыжи у меня стали прилипать, видимо, v40 опять сошла и осталась нижняя v60. Опять меня обогнали…

Мучаюсь до 3-го пункта питания на 77 километре. Там снова теплый морс и сладости. Оля с Оксаной думают, как ехать дальше. Пока я грею лыжи на костре и замазываю теплую мазь, они поочередно уезжают. На 3-й пункт можно было до старта отвозить вещи. Я попросила отвезти мне куртку хардшел, перчатки и шапку. Меняю шапку и перчатки, куртку кладу в рюкзак, это для озера, если совсем задувать будет сильно. Остаюсь в другой куртке пока.

Очень это все было кстати. С трудом встегиваюсь в крепления, ленточки на них замерзли и не работают, думаю, что и вовсе сломались. Лыжня идет уже преимущественно на спуск. На одном из озер лыжня внезапно заканчивается и образуется перекресток из двух снегоходных следов, один из них идет через небольшое озеро, но он сильно разбит, другой – вдоль озера. Не знаю, что делать, подождала немного (на ПП ещё оставались измученные участники), в итоге достала компас и карту, началось ориентирование, вроде как по схеме маршрута через озеро нужно, но там как-то совсем разбито всё, принимаю решение поехать немного вдоль озера, дорога оказалась правильной, был указатель.

Далее, организаторы на снегоходе в поселке подсказали, как ехать к финишному озеру. В это время снег закончился и немного прояснилось, передо мной открылась фантастическая по цветам картина – серо-желтое небо, огромное белое море-озеро, слева которого громадные вулканы-торосы изо льда, контрастный черный остров с несколькими деревьями и дорога из вешек уходящая вправо куда-то в бело-серо-синеватую мглу. Последний крутой спуск и я на этой дороге, впереди едва видны 2 черные точки, наверное Оля с Оксаной. Хотя снег и закончился, но лыжню всю уже замело, приходится тропить, местами правда встречается твердый наст. 5-ти километровых отметок на озере уже нет, пытаюсь вспомнить карту, чтобы хотя бы примерно знать, где нахожусь. Опять тучи закрыли небо, и подул восточный ветер, хорошо еще, что в спину, спина защищена рюкзаком. Пытаюсь всматриваться в горизонт, но там ничего не видно, кроме вешек, уходящих вдаль, правый берег озера, едва различим, а вперед – бесконечность. Как же много ещё ехать! Понимаю, что перемещаюсь очень медленно, нет сил ехать быстрее. Нет сил даже посмотреть на часы, которые под рукавом куртки, и не получалось их освободить. А вокруг все стало серо-белым и расплывчатым, четкие только деревянные вешки, иногда кажутся похожими на человека. Глазу не за что зацепится, чтобы не сойти с ума рассматриваю цветные концы своих лыж. Впереди показалось какое-то возвышение в тумане из мглы, водонапорная башня, думаю я, там финиш, через некоторое это оказывается всего лишь деревом на острове. Какое мучение… Белое безумие… А переметенка все метет и метет и конца не видно, ориентиров не видно. Наконец, впереди возникло нечто, похожее на остров, который мы видим из окна гостиницы, дорога должна проходить справа от него. Меня постепенно догоняют два человека, мужчина и женщина. Обгоняют меня, мужчина, кажется, спросил, как меня зовут. Некоторое время стараюсь держаться за ними, но сил нет, они местами едут коньком, а у меня ехать коньком не получается из-за отстегнутой ленты. Они постепенно удаляются от меня. Вдали показались огоньки снегоходов и остров стал более различим, уже видно деревья, да это действительно тот остров, я уже очень долго еду. Быстрые снегоходы и то кажутся медленными на таких масштабах. Снегоходчики прорезали нам лыжню. Сказали, что осталось примерно 2 километра. Ехать стало полегче. Уже виден финиш, водонапорная башня. Мужчина уже превратился в черную точку, женщину ещё пока можно различить.

На последних 400-х метрах начинаю считать вешки: 5, 4, 3, 2, 1 … снова и так до финиша.

На финише меня встречает Булат, помогает снять мне лыжи, крепления примерзли, спешу, чтобы прийти на финиш раньше ещё одного участника, который умудрился тоже меня догнать. Подхожу на регистрационную стойку, мне записывают время 12:05. Даааа, а планировала за 10 часов, ну хотя бы засветло успела и то радует. Я проехала 100 км на лыжах! Но восторг сил уже не осталось сил. После душа стало гораздо легче. Ждем награждения и ужина. Но это все начнется, как только приедут последние участники. Ими, на всеобщее удивление, оказались те 3 женщины, которые буквально шли пешком на лыжах и дошли! С 6 утра и до 10 вечера!

Потом было награждение и праздничный ужин, всем участникам подарили памятные футболки и сувениры. Снова наш сосед по купе пел песни Визбора, особенно в тему была песня «Мы вышли из зоны циклона». Всего в Карельской сотне приняло участие 52 человека, из них около 10 сошло.

Выводы:

Со мной случилось почти все кошмары лыжника на трассе: отстегнулись крепления, не держала мазь, заголодала, обогнали соперники, теплая мазь способствовала подлипу -лыжи не ехали, и в конце ещё закончились силы, как раз на психологическом озере…, но тем не менее понравилось)) и не сказать, что прямо-таки сильно замучилась.

Конечно, ошибкой было ехать совсем без еды, аскорбинка с сахаром как-то не сильно помогает. Ошибкой было мазать лыжи теплой мазью на свежий снег. Крепления «пилоты» с ленточкой в переметенку не работают совсем. Жаль, что погода выдалась сложная и видимость плохая, не удалось посмотреть красоты.

Организаторы постарались, очень хорошо, что была разметка каждые 5 км, удобно было оценивать время и силы, жаль, что их не было на Озере. Выпало огромное количество снега, на озерах под его тяжестью проступила вода – утопили в итоге 3 снегохода, именно на том озере, где я доставала компас и карту. На пунктах питания был чудесный морс и много всякий вкусностей, жаль, что я не ем рыбу, всем очень нравились бутерброды с семгой. На кострах можно было погреться и перемазать лыжи. И ещё конечно же поддержка, она тоже очень помогала!

А завтра нам предстоит первый день КЛН, старт назначен на 12 дня. Обещают «легкий день» – 55 км лыжни. Следующие 2 ночевки – в охотничьих избах. Между избами перемещаемся на лыжах, а наши вещи перевозят на машинах и снегоходах.

Надо успеть собрать рюкзаки – первую партию отправят в 9 утра, это маленькие рюкзаки с самыми необходимыми вещами. Всё остальное обещают привезти в избы к вечеру. Понимаю, что нужно ещё успеть выспаться, а так хочется ещё посидеть внизу в кафе за чашкой чая и послушать рассказы, как кто преодолел эту непростую дистанцию...