Александр Сергеевич Пушкин
А. С. Пушкин провел в Крыму почти целый месяц в 1820 году, прибыв туда во время путешествия по Новоросии вместе со своим другом генералом Н. Н. Раевским. Путешественники проделали путь из Керчи через Феодосию – морем в Гурзуф, а затем посетили Ялту, Алупку, Симеиз, Бахчисарай. На борту брига по пути в Гурзуф рождается знаменитое стихотворение великого поэта:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан...
Пушкин побывал и в Бахчисарае, где у него возник замысел поэмы «Бахчисарайский фонтан» (1823) по мотивам легенды о крымском хане и его любимой наложнице:
Покинув север наконец,
Пиры надолго забывая,
Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
Каждое крымское впечатление было сильно и незабываемо для Пушкина. Восторг от южной природы воплотился в поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Таврида» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823), лирический цикл стихов, таких как «Ты вновь со мною» (1822), «В прохладе сладостной фонтанов» (1828), «Фонтану Бахчисарайского дворца» (1824), «Кто видел край» (1821).
Когда Пушкин впервые увидел Гурзуф, этот уголок Южного берега представлял собой небольшую деревушку с узенькими улочками, с глиняными саклями, окруженными тенистыми садами. Сам поэт вспоминал: «Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними; справа огромный Аю-Даг... и кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный...».
Современная фотография Гурзуфа
В Гурзуфе Пушкин задумал роман «Евгений Онегин» (1831). Поэт упоминает крымские впечатления в главе о путешествии главного героя, которая, к сожалению, не вошла в окончательный текст романа:
Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я…
В «Евгение Онегине» поэт признавался, что сотворила с ним на крымском берегу муза:
Среди зеленых волн, лобзающих Тавриду,
На утренней заре я видел нереиду.
Сокрытый меж дерев, едва я смел дохнуть:
Над ясной влагою полубогиня грудь
Младую, белую как лебедь, воздымала
И пену из власов струею выжимала.
Мыс Фиолент, современное фото
Но давайте проследим его крымский маршрут еще раз: Ялта, Алупка, Симеиз, подъем по Чертовой лестнице и выход в Байдарскую долину...
Вот еще одна севастопольская точка — мыс Фиолент! К поэме «Бахчисарайский фонтан» Александр Пушкин приложил прозаическое описание своего путешествия по Крыму, где и упоминает Фиолент:
«Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление. Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы...»
Сейчас трудно сказать, что за развалины видел великий поэт, так как в его приезд никаких развалин храма быть не могло. А, может быть, храм Дианы возродился в сознании поэта?
К чему холодные сомненья ?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья...
А так же рекомендуем Вам ознакомиться с данной статьёй, посвящённой античной Тавриде в поэзии А.С. Пушкина. Автор статьи - Скудро Ирина.