Это произведение Валентина Пикуля расскажет об одном из самых мрачных мест на карте России – острове Сахалин. Автор раскрывает перед нами трагическую историю России того времени, когда людей посылали на остров на каторжные работы за самые разные преступления, в том числе и политические ссыльные. Пикуль подробно рассказывает о жизни на каторге, о нравах царивших там, о самых разных способах доведения человека до состояния животного, бесправного и не имеющего ни малейшего шанса на выживание.
Важным моментом, который автор подчеркивает неоднократно, является тот факт, что на каторге находятся все: и заключенные, не способные выбраться с острова даже после окончания их срока, и охрана, никак не получающая увольнение, – все они пленники сложившейся ситуации, заложники Сахалина.
Но даже в аду Сахалина находится место подвигу и любви к Родине. Когда в ходе Русско-японской войны 1904-1905 годов Япония захватывает остров Сахалин, бывшие каторжники и ссыльные становятся плечом к плечу с офицерами и солдатами против японских интервентов. Отряды ополченцев вели неравные бои. И они готовы умереть за свою ненавистно-любимую Родину. Многие подвиги остались в безвестности. И этот роман стал памятником для тех, кого официальная история обошла стороной.
Пикуль, В. С. Каторга / В. С. Пикуль. – Москва : Современник, 1989. – 768 с. : ил. – (Новинки "Современника").
Цитаты из произведения "Каторга":
"Конечно, глуп человек, который в старости не сделался консерватором, но еще глупее тот, кто в юности никогда не был революционером".
"По моему мнению, человек бывает сильным, когда становится одинок. Одиночка отвечает только за себя. В толпе же индивидуум обречен жить мнением толпы… стада! А лучшие мысли все-таки рождаются в трагическом одиночестве".
"Неуютно бывает в комнатах, а в этой жизни мне иногда просто страшно".
"Американская пресса изображала Россию страной дикой и мрачной, русские рисовались почти людоедами, а Япония - страной процветающей культуры и демократии; пока там, в России, палачи в красных рубахах отрубали головы несчастным "нигилистам", Япония, благоухая магнолиями и хризантемами, несла свободу народам Китая, прививала первые навыки цивилизации угнетенным корейцам и маньчжурам".
"Я не слишком-то доверяю людям, которые публично распинаются в своем патриотизме. В подобных излияниях всегда улавливается некая фальшь. Недаром же на Востоке издревле существует поговорка: имеющий мускус в кармане не кричит об этом на улицах, ибо запах мускуса сам выдает себя…"