МЫ ПОМНИМ ИМЯ ТВОЕ

Одним из важных факторов в борьбе с врагом было партизанское движение. Оно развернулось на всей оккупированной территории, в том числе и на родной Новогрудчине.

Кем они были, партизаны, ставшие на борьбу уже в самом начале войны?.. Совершали подвиги, погибали в боях, были зверски замучены фашистами. Они не думали о том, что их ждёт смерть от рук врага, а уходили из жизни с мыслью о том, что враг должен быть изгнан с их родной земли.

От маленьких групп к отрядам и бригадам, от нескольких диверсий к осуществлению крупных операций, - так развивалось партизанское движение на Новогрудчине.

Одной и первых заявила о себе партизанская группа, которую возглавлял Александр Никитович Леошко. Уже осенью 1941 года на дороге между деревнями Зеневичи и Плиса они разгромили отряд карателей.

Вскоре свою первую диверсию совершил партизаны из группы под командованием Виталия Ильича Панченкова и Аркадия Александровича Редько, дислоцировавшийся в лесах между деревнями Паникарты и Сеневичи. Они уничтожили вражескую линию связи на участке дороги Новогрудок – Лида.

Аркадий Редько стал организатором партизанской группы «Стрела – 26». Когда эта партизанская группа была преобразована в партизанский отряд «Октябрьский», действовавший на территории Новогрудского и Лидского района, А. Редько стал начальником штаба, затем – начальником разведки. Отряд базировался на левом берегу Немана. Он пополнялся за счёт местных жителей, становился грозной силой. Только из деревни Новины пришло 28 человек. Нередко вступали в отряд семьями, отцы приводили с собой сыновей.

Партизаны смогли уничтожить вражескую линию связи на участке дороги Новогрудок – Лида, организовывали многочисленные диверсионные действия на железной узкоколейке Новоельня – Новогрудок. Позже партизанский отряд «Октябрьский» вошел в состав партизанской бригады имени С.М.Кирова Лидского района.

Вместе с сыновьями воевал и Алексей Петрович Мазура, житель деревни Дубатовки. Старший, Василий, возглавлял конную разведку отряда.Погиб в мае 1943 года. Были разведчиками, отважно сражались с врагом и двое других сыновей – Пётр и Иван. Петра Алексеевича Мазуру знали многие новогрудчане. После войны он стал учителем, занимался партийной работой, был директором средней школы № 4.

На счету отряда 36 пущенных под откос эшелонов с живой силой и техникой гитлеровцев, разгромленные вражеские гарнизоны, операции по спасению мирного населения от уничтожения, угона в рабство, грабежей. Уже в 1942 году фашисты боялись появляться на дорогах Новогрудок – Берёзовка, Новогрудок – Новоельня. Узкоколейка Новогрудок – Новоельня в результате действий партизан вообще вышла из строя.

Вот ещё два факта из героических будней бойцов этого отряда. Разведчики Виктор Волчецкий и Алексей Башкатов, возвращаясь с задания, решили зайти на станцию Яцуки раздобыть продуктов в лагерь. Подошли к дому, где горел свет, - это оказалась гарнизонная кухня. Виктор вошёл, а Алексей остался на улице. Через несколько минут Виктор возвратился с поваром – местным жителем, силой мобилизованным оккупантами. Тот рассказал, что в гарнизоне ожидают начальство – 27 человек. Разведчики взяли продукты и, приказав повару молчать, ушли. А так называемые «высокие гости» не доехали до гарнизона – подорвались на мине, подложенной партизанами.

Брат Виктора Волчецкого, Иван, будучи в разведке в деревне Городище, узнал о постоянном вечернем маршруте коменданта гарнизона. Партизан просидел в укрытии до позднего вечера и, когда гитлеровский капитан появился, внезапно предстал перед ним, скрутил руки и доставил в партизанский отряд.

Из небольшой группы патриотов вырос ещё один партизанский отряд «Октябрь» под командованием А.А. Горелика. В этом отряде был крестьянский паренёк из деревни Руда Липичанская Мостовского района Михаил Белуш. Всего только два года жил он на свободной земле: было ему 14, когда ушла в историю власть польских панов, и 16, когда пришли новые угнетатели. Чтобы вновь увидеть свой край свободным, взял он в руки оружие. Восемь взорванных вражеских эшелонов – таков его итог в этой борьбе.

Командир отряда А.А. Горелик позже вспоминал, что познакомился с Михаилом ещё до создания отряда, когда они, пятеро красноармейцев, пробирались из вражеского окружения к своим и оказались в Липичанской пуще. Там и встретили паренька, который впоследствии стал их связным. А когда отряд перебазировался в зону Новогрудского района, ближе к вражеским коммуникациям, с ними ушёл и Михаил. Разведчиком он был незаменимым. На мальчишку немцы меньше обращали внимания, и он под разными предлогами появлялся во вражеских гарнизонах, встречался со связными и подпольщиками, передавал им задания, получал сведения.

Шёл бой возле деревни Куписк Новогрудского района. Вражеский гарнизон был хорошо укреплён и являлся препятствием для партизан, которые уходили на задания из Налибокской пущи. Было принято решение его разгромить. В операции приняли участие партизаны отряда «Октябрь» и отряда имени Чапаева. Партизаны преодолели яростное сопротивление фашистов и зацепились за край деревни. И вдруг из замаскированного дзота ударил пулемёт. Пулемёт заставил партизан залечь. Они увидели, как Михаил вдруг подхватился и побежал в сторону и , оказавшись вне зоны вражеского обстрела, круто повернул к бункеру. Видели, как он вскочил на верх бункера, подполз к краю, откуда бил пулемёт, и бросил гранату. Пулемёт на мгновение смолк. Партизаны бросились в атаку, но пулемёт снова застрочил. Михаил понял, что граната не достигла цели и взрыв не уничтожил пулемётчика. Многие партизаны заметили, как парнишка скатился с бункера и закрыл своим телом амбразуру дзота.

Похоронили юного партизана вместе с боевыми товарищами в братской могиле недалеко от деревни Куписк. Короткой была его жизненная дорога к своему подвигу, но о нём помнят те, кто живёт сейчас, и будут помнить те, кто будет жить много лет спустя.

Ещё одной жизнью, отданной в борьбе с фашистами, стала судьба Люси Сечко. Она родилась в деревне Черешля Новогрудского района. Люся хорошо пела, играла на гитаре, сочиняла стихи. Она была мужественной, смелой девушкой. В числе других молодых односельчан фашисты отправили ее в Германию. Но вскоре Люся неожиданно для всех нас вернулась домой. Оказывается, она спрыгнула с поезда на полном ходу и пешком лесными дорогами добралась к родителям.

Весной 1942 года комсомолка организовала и возглавила подпольную молодежную организацию в родной деревне. Тогда для конспирации товарищи и назвали ее Ласточкой. Подпольщики поддерживали тесную связь с партизанами, передавая им сведения о действиях оккупантов, продукты, распространяли листовки. В 1943 году Люся стала партизанкой отряда имени Котовского партизанской бригады имени Дзержинского. Она ходила на задания, участвовала в боях наравне с мужчинами.

В марте 1944 года в операции по уничтожению вражеского гарнизона на территории Ивьевского района погиб командир. И тогда Люся повела отряд в бой. Но и ее подкосила вражеская пуля. Почти четверо суток Люся лежала в лесу. Фашисты хотели распять тело, привязав его к столбу, и показывать для устрашения. Но партизаны не допустили этого.

Обелиск отважной партизанке, посмертно награжденной орденом Отечественной войны I степени, установлен на могиле в деревне Черешля.

В партизанском отряде имени Котовского сражался и Иван Константинович Журко, уроженец деревни Ляховичи. Он учился в местной школе, где закончил 4 класса. Потом продолжил учёбу во Вселюбской школе, там закончил 7 классов. Было огромное желание учиться. Он самостоятельно изучал математику, польский и белорусский языки, а затем пешком, почти без средств отправился в Варшаву в университет. Комиссия была удивлена знаниями простого деревенского парня. Его сразу приняли в университет на бесплатное обучение и назначили стипендию.

«Польский Ломоносов» - такую кличку дали ему студенты в университете. Иван изучал лингвистику и математику. За один год обучения закончил два курса. Практически в совершенстве владел немецким языком. Но началась война, и Иван вынужден был вернуться на родину.

В 1941 году Иван Константинович работал учителем в своей родной Ляховичской школе. В то же время он наладил связь с партизанским отрядом имени Котовского. По заданию командования отряда часто посещал деревню Вересково и г.п. Любча, где находился немецкий гарнизон, с целью сбора разведданных.

В 1941 году в декабре немцы устроили карательную экспедицию в район деревень Плиса, Ляховичи, Зеневичи. Продолжать занятия в школе не было возможности, и Иван Константинович ушёл к партизанам бригады имени Дзержинского. Находясь в отряде, участвовал в боях, был тяжело ранен в начале 1943 года и попал в плен к фашистам. Но ему удалось бежать.

Летом 1943 года группа партизан наскочила на засаду полицаев и фашистов под деревней Вересково. Иван был снова ранен и попал в плен. Фашисты предлагали ему перейти к ним на службу в качестве переводчика, так как партизан хорошо знал немецкий и польский языки. В ответ слышали: «Нет». Двое суток они зверски мучили Ивана, пытаясь выведать расположение партизанского отряда. Герой молчал. Тогда враги отрезали ему язык и выкололи глаза. На третьи сутки они его зверски замучили и выбросили тело на улицу.Только ночью местные жители забрали тело партизана и под покровом темноты похоронили за деревней Вересково. Спустя несколько месяцев, когда партизаны выбили гарнизон фашистов, родные перезахоронили Ивана Константиновича Журко на сельском кладбище в родной деревне Ляховичи.

Ушли в воспоминания, легенды, песни, под гранитные плиты мемориалов герои. Надо сделать так, чтобы не угасла память о них, чтобы высились обелиски, чтобы цвели цветы на могилах героев. Это нужно, чтобы не зачерствели сердца, чтобы всегда в них горел огонь благодарности предкам за то, что они сделали для нас.