Третий вид счастливой жизни - осмысленная жизнь

Итак, мы говорили про счастливую жизнь "в удовольствие", "в потоке"... И вот добрались до третьего вида счастливой жизни.

Жизнь, исполненная смысла, связана с использованием наших индивидуальных достоинств и добродетелей для служения высшим целям.



Мартин Селигман: новый взгляд на добродетели

Д-р Селгман утверждает, что истинно счастливая и осмысленная жизнь включает в себя положительные чувства, связанные с прошлым и будущим, приятные переживания в настоящем, духовное удовлетворение от реализации своих индивидуальных достоинств, а также использование последних в интересах служения великой и значительной цели.

Для этого необходимо познание своих сильных сторон: добродетелей и достоинств. Изучив многообразие религиозных и культурных памятников (в том числе с трехтысячелетней историей), автор книги со своими единомышленниками обнаружили шесть общих для всех народов добродетелей:

♦ Мудрость и знание

♦ Мужество

♦ Любовь и гуманизм

♦ Справедливость

♦ Умеренность

♦ Духовность, или трансцендентность

Конечно, толкование этих добродетелей у разных народов и в разные эпохи не может быть совершенно одинаковым, тем не менее общность и универсальность вышеперечисленных понятий несомненна. Таким образом, шесть добродетелей, признанных большинством религиозных и философских традиций, вкупе создают положительный характер. Однако в таком виде каждое из этих качеств для психологов— только абстракция. Наша задача — научиться их измерять и развивать. Существуют ведь разные способы достижения каждой из этих добродетелей, и их тоже необходимо изучить. Например, гуманизм покоится на проявлениях доброты, филантропии, способности любить и быть любимым, жертвенности и сострадании. Умеренность предполагает скромность, смирение, дисциплину, самоконтроль, благоразумие и осторожность.

Проявляются эти добродетели по-разному: так, справедливость может выразиться в лояльности властям, умении работать в команде, лидерских качествах, способности всегда оставаться добропорядочным гражданином своей страны и т. д. Способы проявления добродетелей доктор Селигман и называет достоинствами. В отличие от более абстрактных добродетелей, достоинства можно приобрести, и они вполне поддаются измерению.

Далее Мартин Селигман переходит к рассказу о средствах достижения добродетелей — о наших достоинствах и способах их познания и совершенствования. Остановимся на одном примере из его книги.

«Почему на душе становится так хорошо, если мы вернули кассиру по ошибке выданные нам пятьдесят долларов? Дело вовсе не в том, что мы восхищаемся своей природной честностью. Просто мы поступили достойно, сознательно избрав более трудную линию поведения, вместо того чтобы втихую прикарманить деньги. Если бы поступок не стоил особых усилий, мы не испытали бы такого приятного чувства. А если поступку пред шествовала внутренняя борьба («Для такой сети супермаркетов пятьдесят долларов— пустяк... н-да, но их могут вычесть из зарплаты кассира»), приятные чувства бывают особенно сильными». Иными словами, мы воспаряем духом, если достойный поступок потребовал напряжения воли.

Автор предлагает читателям свой метод «позитивного лечения»: «Прочитав характеристики основных достоинств, подумайте, какими из них обладаете вы и как их можно использовать в повседневной жизни. Именно с этого для нас начнется путь к счастливой жизни»