О Филидовиче Иосифе Юрьевиче
О Филидовиче Иосифе Юрьевиче
Иосиф Юрьевич Филидович родился в 1874 году в деревне Шершни Дятловского района. Простой крестьянин, он всю жизнь прожил в этих краях, а потому знал здесь буквально каждую стежку. Война застала Филидовича на его хуторе в районе Липичанской пущи. Уже 30 июня 1941 года, то есть менее чем через 10 дней после вторжения немцев, Дятловщина была оккупирована. Вскоре в районе начало активно развиваться партизанское движение, в котором Филидовичу отвели роль связного Ленинской бригады.
С его помощью на острове в лесах Липичанской пущи, который находился среди самого непроходимого болота, оборудовали госпиталь: выкопали землянки, построили хлебопекарню, баню, склады. Все объекты - в виде пещер, чтобы не заметили с самолета. Через несколько дней партизанская лечебница начала действовать. Раненых и больных транспортировали на специальных носилках санитары.
Иосиф Юрьевич, его сын Иван или внук Федор привозили раненых по только им знакомой тропинке. В условленном месте их ждали санитары. Тропинку пристально засыпали хвоей, заранее убрав укладки.
В начале зимы 1942 года чувствуя смертельную опасность, И. Ю. Филидович отправил старшего сына Ивана и внука Леонида за Неман. Два младшие сыновья Константин и Николай как ушли в сорок первом на фронт - будто канули в вечность, пропали без вести. На хуторе остался сам Герой, невестка и двенадцатилетний внук Федя, которые ухаживали за больными.
В декабре 1942 г. началась первая жесткая блокада пущи. Фашистские самолеты беспощадно бомбили партизанскую зону. Иосиф Юрьевич был убит немцами в возрасте 76 лет. Партизаны нашли его в марте 1943 года в лесной чаще, когда начал таять снег.
История подвига
На хуторе Иосифа Юрьевича слышались взрывы, когда фашисты бомбили переправы на Немане и Щаре..
«Сильный стук сапог в дверь заставил вздрогнуть Иосифа Юрьевича. В черных блестящих плащах, в стальных касках в дом ворвались фашисты. Хутор окружили около полусотни карателей. Свыше трехсот направились к ближайшим хуторам. Всех троих - старика, женщину и мальчика - выгнали из дома. Офицер приказал поставить их к стенке. Так и стояли несколько минут. Было ясно: Филидовича кто-то выдал.
- Выбирай, старик, или ты покажешь, где госпиталь, или им смерть, - сказал переводчик. Филидович молчал. Тогда фашисты направили автоматы на невестку и внука. Мальчик плотно прижался к матери
- Били меня сильно, - вспоминает все до мелочей, будто это было вчера, крепкий, широкоплечий Федор, один из лучших механизаторов местного совхоза «Поречье». - Два месяца на спину не мог лечь. Затем взяли петлю, набросили на шею и, согнув березу, конец веревки привязали к верхушке. Снова били. И так несколько раз имитировали повешение. И все это - на глазах деда.
- Из-за тебя, большевистская сволочь, избиваем мальчишку, - сказал старику переводчик, - спасай, пока не поздно.
- Отпустите их, - тихо сказал Иосиф Юрьевич, - они же ничего не знают. Я проведу вас в больницу.
Окинув прощальным взглядом дом, И. Ю. Филидович отправился вместе с отрядом карателей - около 300 человек - в лес. Иосиф Юрьевич шел не спеша, твердо и уверенно, как идут настоящие люди по своей родной земле, внимательно вслушиваясь в зимнюю тишину этих мохнатых, сказочных елей и сосен, таких спокойных и могущественных. Через несколько часов офицер занервничал. И когда переводчик (уже в который раз) спросил насчет госпиталя, Иосиф Юрьевич, тяжело переводя дыхание, спокойно, будто ничего не случилось, сдержанно ответил:
- Уже осталось совсем немного. Только поднимемся вон на тот холм. Пошли дальше. Вскоре несколько фашистов-всадников подались вперед, думая, наверное, сами разведать дорогу. Но Иосиф Юрьевич, будто предчувствуя это всем своим существом, уже успел свернуть на участок, где начиналась самая страшная, опасная трясина. Лошади, не пройдя и сорока метров, начали проваливаться в трясину.
- Стой! - Заорал во все горло озверелый офицер и подбежал вплотную к Филидовичу. - Где госпиталь, говори! - Размахнувшись, он со всей силой ударил проводника по лицу. В глазах на мгновение потемнело, посыпались искры, но сознание было ясно. Бывший деревенский силач удержался на ногах.
- В больницу дороги нету ... - начал Филидович. Грянули выстрелы. Он не договорил. Начало темнеть. Карательный отряд долго бродил, все глубже и глубже уходя в лесную чащу. Лошади и фашистские подводы с минометами начали проваливаться в болото. Гитлеровцы поняли: Филидович завел их на неминуемую гибель».
Сурово шумели деревья, безжалостно били своими ветвями по лицам карателей колючие кусты, снег заметал следы. А выбраться из болота без проводника, да еще ночью, было невозможно. Славного партизанского связного больше никто не видел. Гитлеровцы жестоко расправились с моим прапрадедушкой, Иосифом Юрьевичем Филидовичем.
Весной 1943 года, когда растаял снег, его тело нашли партизаны. Он лежал в лесных дебрях в десяти километров в противоположной стороне от госпиталя. В затылке - две пулевые раны.
Воспоминания очевидца
Воспоминания внука Филидовича Федора Ивановича – очевидца событий
«Суровой осенью 1942-го на Дятловщине партизаны громили вражеские гарнизоны. Шли тяжелые бои. Раненых становилось все больше. Зимой в палатку их не положишь. На хуторе или в деря евне - рискованно. Найти место для госпиталя помог дед, Иосиф Филидович. Только он знал остров посреди непроходимого болота в самом глухом месте Липичанской пущи.
Партизаны выкопали землянки для раненых, построили хлебопекарню, баню, склады. Дорогу на остров знали только мой дед, мой отец Иван и я. Они и проводили партизан по тропинке. Раненых на остров переносили на носилках. Шли по кладкам, которые затем убирали.
— Когда привозили на наш хутор раненого, я приводил с острова врачей или санитаров. Километров два до него было. Но такое болото: как ступишь, так и вязнет нога. Ложили кладки, чтобы пройти. А если начиналась облава, кладки прятали, а дорожки заметали . Один — профессор, до войны у него были дома в Варшаве и Вильнюсе, помню, как делал он операции прямо на улице. После них все выживали. Насмотрелся такого, что до сих пор боюсь врачей. В 1942 году немцы блокировали Липичанскую пущу. Партизанскую зону бомбили с воздуха, прочесывали леса. Кто-то донес карателям, что в пуще находится партизанский госпиталь. Мой дед, Иосиф Филидович отправил старшего сына Ивана и внука Леонида за Неман. На хуторе вместе с ним остались моя мать и я.
Каратели окружили хутор. Деда, мать и меня вывели на улицу и поставили к стенке. Направив автоматы на меня и мать, они потребовали показать, где находится госпиталь. Деда пытали, но он молчал.
На глазах у родных мне на шею накинули петлю. Согнули березу, и конец веревки привязали к верхушке. Несколько раз фашисты отпускали верхушку дерева. Петля сжималась у меня на горле . Потом разжимали петлю и били... Снова имитировали повешение и били...
- Сразу стали бить дедушку, а потом меня. Маму не тронули, а нас били все время. Сразу было больно, а потом уже ничего не болело. Я был в одной рубашке. Загнали нас к ямам, где копали глину. От нашего хутора это километра три. Поднимаю голову, вижу, дедушка идет с немцами в сторону леса. Я спросил, куда идешь. Ответил, что не знает.
Я лежу на краю ямы, а напротив немец с автоматом. Все время спрашивает меня: говори, где партизаны, а то расстреляю. А я только и мог отвечать: нет, нет... Тут подошел офицер и сказал что-то на немецком. Со словами «иди домой» солдат за руку оттащил меня от ямы и бросил. Я с трудом поднялся. По дороге встретил человек 20 партизан. Спросили, не выдал ли я, где госпиталь. Говорю, нет. Предлагали пойти с ними, но я торопился домой. Подхожу к дому, а он полыхает. Дошел только до колодца, выпил воды и упал. Больше месяца я лежал на животе, со спины все мясо слезло. Долго еще страшно заикался. А в 15 лет начал седеть»
В памяти народной
Иосиф Юрьевич Филидович ценой своей жизни спас десятки раненых. Госпиталь сыграл в истории партизанского движения Дятловского района большую роль — более 500 партизан и подпольщиков прошли через него. Он действовал до июля 1944 года, до самого прихода Красной Армии. В октябре 1985-го Иосифа Филидовича посмертно наградили медалью «За отвагу».
Нагляднее всего о значимости подвига этого человека говорит памятник, созданный гродненским скульптором Иваном Солятыцким.
На хуторе, где стоял его дом, сегодня большой валун с мемориальной плитой.
В самом Дятлово названа в его честь одна из улиц.
ул. Филидовича
Исследовательская работа "История Великой Отечественной войны в истории моей семьи"
Исследовательская работа учащегося ГУО "Средняя школа № 3 г. Дятлово имени И.Ю. Филидовича" Ивашевича Даниила, праправнука "Липичанского Сусанина"
Семейная связь поколений
Ивашевич Даниил Сергеевич, праправнук
Ивашевич (Филидович) Алла Анатольевна, правнучка
Филидович Анатолий Иванович, внук
Филидович Иван Иосифович, сын
Филидович Иосиф Юрьевич, "Липичанский Сусанин"
Семейный фотоархив
Семья автора: папа Сергей, мама Алла, брат Игнат и сестра Инесса
Мама автора с сестрами, правнучками Иосифа Юрьевича Филидовича
9 мая всегда празднуется в кругу своей семьи, посещая знаковые места
Сила семьи - в ее единстве
Проекты, посвященные подвигу
Мультимедийный проект, посвященный Подвигу Филидовича Иосифа Юрьевича
(для просмотра необходимо скачать)
"Живые" реконструкции
Знаем! Помним! Гордимся!