Это история девочки Насти. Она родилась в так называемой «профессорской семье», жизнь которой неразрывно связана с Санкт-Петербургом. Мама и папа работают в Университете, преподают историю, искусство и архитектуру. Бабушка водит экскурсии в музее. А ещё у Насти был дедушка. Он умер, когда Насте исполнилось 5 лет. Она почти его не помнит. Но, конечно же, его помнят мама и бабушка, а так же множество учеников, которые у него учились. Он был выдающимся историком архитектуры.
Прошло уже больше 20 лет с того момента, как его не стало. Но всё, что он создал, хранится семьёй практически нетронутым. Это чертежи, заметки, книги. А ещё – фотографии. Видели ли вы когда-нибудь целые шкафы со слайдами? Настя видела. Когда-то, до появления компьютера и цифровой фотографии, снимки делали на специальную фотопленку, потом её проявляли (в темноте с помощью химических растворов) и отпечатывали на бумаге. А ещё существовала специальная фотопленка – для слайдов. Её можно было нарезать на кадры, вставить в рамочку, посветить на них лучом света, и получалась проекция на стене или специальном экране. Раньше только так можно было показать изображения в большом формате, чтобы все в помещении могли его рассмотреть.
Дедушка увлекался фотографией и очень любил жить на даче. Там тоже многое сохранилось: пластинки, рабочие инструменты середины XX-ого века, ткани и многое другое. На дачу часто свозилось то, что уже казалось ненужным, но что жалко было выбросить.
Так там оказались и стеклянные пластины с фотографиями архитектурных чертежей. В 1950-1960-е годы это было распространённое в профессиональных кругах средство репродукции. Больше о технологии фотографий на стекле можно прочитать по ссылке. На найденных пластинах изображён Санкт-Петербург XVIII-XIX веков, а также фотографии текстов о городе. Прошло время, стеклянные пластины оказались в сарае. Во влаге и сырости изображения деформировались.