Журнал русской словесности и мысли
«НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»
Выходит в Санкт-Петербурге
Печатается малым тиражом по принципу необходимого и достаточного
Опубликованные произведения размещаются на сайте журнала
Произведения публикуются безвозмездно и без гонорара
Лучшие произведения выдвигаются на литературные конкурсы
Периодичность – 4 номера в год
Объем номера – около 45 а.л.: около 450 стр. формата 175х265
НП не предназначен для продажи, не рекламируется и распространяется адресно
Плановый срок N19 НП – декабрь 2025
Электронный адрес: vl_classik@mail.ru
«Невский проспект» на «Портале ЖЗ»
«Невский проспект» на «Нообиблионе»
Основной сайт «Невского проспекта»
Номинанты с «Невского проспекта»:
Алексей Григоренко. «КОСТЬ РАЗДОРА». Малороссийские хроники (№№5-7 НП) – шорт-лист «Чистой книги»-2024
Виктор Славянин. «ВРЕМЯ НЕЗАМЕЧЕННЫХ ЛЮДЕЙ», семейная сага (№1 НП) – лонг-лист «Ясной поляны»-2021
Зоя Донгак. «ДУША ШАМАНА», сказание (№2 НП) – шорт-лист «Гипертекста»-2023
Иван Образцов. «КРАЕУГОЛЬНЫЙ КИРПИЧ», дилогия малых романов (№№5-6 НП) – шорт-лист «Гипертекста»-2023
Иван Образцов. «КЕНОТАФ», малый роман (№8 НП) – шорт-лист премии Дельвига-2024
От редакции:
Одна из главных особенностей толстого журнала «Невский проспект» такова: журнал, за счет большого объема и убористого шрифта (10-м кеглем гарнитуры Baltica), публикует романы и большие повести целиком либо в сокращении (как журнальный вариант) и расценивает роман и повесть как основные составные единицы содержания номеров, пестуемые редакционной политикой в качестве «гвоздей номера».
Если вы написали выходящий из ряда вон, заметно превосходящий уровень среднестатистической прозы, гениальный роман, примите к сведению, что в «Невском проспекте» он будет оценен моментально и напечатан без очереди в ближайших номерах. «Невский проспект» напечатает то, что сегодня не хочет печатать никто, а что имеется в виду – см. ниже список ФЭФ, да и следующий список тоже. Это обычно не берут и не отмечают призами, в силу сбития шкалы оценок.
Редакционная политика НП («Невского проспекта») отдает предпочтение произведениям, жанр которых определяется общим образом так: фундаментальный эпический формат: ФЭФ. В первую очередь вещами такого рода и размаха создается и предлагается на взыскательный и проницательный суд читателя художественно-документально-историческо-эпическое полотно русской жизни и народный портрет России в лице литературных героев из основной галереи «Невского проспекта».
Основная галерея «Невского проспекта»:
ФЭФ НП: фундаментальный эпический формат:
№1 НП: Виктор Славянин. ВРЕМЯ НЕЗАМЕЧЕННЫХ ЛЮДЕЙ. Семейная сага
№№1-2, 13, 15-16 НП: Виктор Зайков. СТРЕЛЯЙТЕСЬ САМИ, МАЗЕПА. Роман из подполья
№3 НП: Павел Александрович. ЧЁРНЫЕ КОНИ. Новая лениниана / исторический роман
№№5-7 НП: Алексей Григоренко. КОСТЬ РАЗДОРА. Малороссийские хроники / исторический роман
№№6-9 НП: Елена Крюкова. СОЛДАТЪ И ЦАРЬ. Исторический роман
№№9-12 НП: Сергей Кириллов. УЙДОМА. Летопись одной деревни / семейная сага
№№6-9 НП: Борис Миловзоров. ЗВЕЗДА ОПАДАЮЩИХ ЛИСТЬЕВ. Документальный роман
№№11-13 НП: Николай Полотнянко. СИМБИРИАДА. Трилогия
№14 НП: Валерий Климов. ЛЕГИОН ЧЕСТИ. Военно-исторический роман
Некоторые образцы основной галереи НП, кроме ФЭФ:
№2 НП: Александр Ломковский. ДУРДОМ. Записки санитара
№2 НП: Николай Толстиков. УГАР. Семейная сага
№2 НП: Дмитрий Транквилицкий. ДНЕВНИК АРЕСТАНТА. Главы из ненаписанного романа-исповеди «Лох»
№2 НП: Зоя Донгак. ДУША ШАМАНА. Сказание
№ 3 НП: Денис Сорокотягин. ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ. Документальная поэма
№4 НП: Элина Свенцицкая. МЕССИЯ. Сумасшедший апокриф
№4 НП: Лариса Кеффель-Наумова. ОЛЕНЬКА. Неизвестная любовь Есенина. Документальная повесть
№5-6 НП: Феруза Ибраева. НЕМНОГО ПЛОХИЕ. Повесть о самоподрывах
№8 НП: Владимир Василиненко. ИЗМЕННИК РУССКОГО ЦАРЯ. Хроника предательства / исторический роман
№8 НП: Иван Образцов. КЕНОТАФ. Малый роман
№8 НП: Александр Балтин. ГОФМАНИАНА. Фантасмагория
№11 НП: Николай Полотнянко. СИМБИРСКИЙ ГРЕХОВОДНИК. Комедия
№13 НП: Александр Юдин. ЧУДЬ. Конспирологическая фантасмагория
№13 НП: Наталья Веселова. СОЛОМЕННЫЙ ВДОВЕЦ. Ленинградская повесть
№13 НП: Евгений Прудченко. ЛОВУШКА ЛОБАЧЕВСКОГО. Философская пьеса
№14 НП: Самид Агаев. СЕДЬМОЙ СОВЕРШЕННЫЙ. Историко-приключенческий роман
№14 НП: Сергей Юдин. БЕСЕДЫ О НЕВЕДОМОМ. Философская проза
№17 НП: Александр Ломтев. ПУТЕШЕСТВИЕ С АНГЕЛОМ. Роман в рассказах и отвлеченных рассуждениях
Ключевая идеология НП:
№5 НП: Алексей Николаев. МОРАЛЬНЫЙ ВОПРОС. Открытое письмо элите
Не скудеет русская земля литературными талантами, хотя на дворе не ренессанс. Почему бы не предположить и не ожидать, что прямо сейчас сидит в своем духовном «подполье» Достоевский №2 и имеет что сказать современникам, взлелеяв в глубокомыслии сердца свою философскую «тоску по современности», глаголящую против ветра конъюнктуры, декаданса и масскульта. «Фёдор Михайлович», ждем вас и милости просим!
Философичность (мысль) – это то, что делает литературу глубокой, высокой и классической. «Невский проспект» – это литературно-философский журнал, имея в виду точный и широкий (не сводимый к фатально тяжеловесному жанру чистой философии) смысл слова философия, отмежеванный от софистики, которая своей неуемной примесью отбивает интерес к философии у здравого ума. Предмет философии есть истина, а разве не того же ищет литература? Философия и литература истинны, отражая истину. А для разума нет ничего интересней истины.
Предназначение журнала «Невский проспект» заключается в собирании ценностей. Ценностями, в данном случае, являются литературные произведения, публикуемые журналом и имеющие неограниченный срок полезной работы. С некоторых пор дискутируется вопрос, а нужны ли вообще толстые журналы. Это пустой вопрос. Толстый журнал некогда возник и существует доселе естественным образом, играя, хорошо ли, плохо ли, роль сита, отделяющего зерна от плевел. Выполняя миссию собирания ценностей, толстый журнал призван быть центром притяжения талантов, дабы они плодоносили (создавали ценности), а не деградировали, не зарывались в землю и не становились жертвами конъюнктуры своего времени и молоха мимолетной моды. Толстый журнал должен просто печатать хорошую литературу, тем самым делая ее общественным достоянием и не преследуя при этом коммерческих и иных низко стелющихся целей, а выполняя свою функцию как посредник между писателем и читателем: как поставщик качественной духовной пищи: как собиратель духовных ценностей, дабы они не пропали втуне.
Массовая читательская аудитория сегодня несколько чересчур сбита с толку, так что многие люди и хотели бы почитать хорошую книжку современного автора, но не знают, где ее взять, сталкиваясь в книжной лавке с засилием масскульта и с непонятной для непосвященных пестротой писчей продукции. Многие думают, что настоящая литература уже давно не создается, оставшись в классических временах высшего расцвета изящной словесности, но это не так. Литература не может умереть, как не может умереть фольклор. Ныне существует мощный пласт добротной и высококачественной литературы, которая не дотягивает уровнем до классики, но представляет собой, как и все талантливое, мастерски сделанное, духовную ценность, подлежащую сохранению и продвижению в аудиторию. В этом пласте попадаются и настоящие шедевры, которые будут по достоинству оценены со временем, если их заметить и сохранить, что называется, для потомков и, если угодно, для истории. Толстый журнал адресуется не только к ценителям и знатокам, но и к массовой аудитории, имея одной из задач противостоять так называемой массовой культуре и продвигать в широкую аудиторию произведения, имеющие такое же предназначение, как и классика, и адресованные, как и та, каждому мыслящему существу: человеку.
В неписаном каноне издательского дела есть аксиома, гласящая: литературный журнал должен делаться в библиотеку вечности, а не в мусорную корзину мыльнопузырного масскульта и не на призовой (иже с ним или нет) аукцион котирующихся изделий богемных писчих артелей, разумея дуализм искусства и псевдоикусства, логически эквивалентный дуализму правды и неправды.
Масскульт западного типа – это Карфаген, который должен быть разрушен.
Ибо: масскульт западного типа – это фабрика духовных вирусов и агитпроп Содома и Мамоны.
Самоопределение «Невского проспекта» в моменте истины-2022:
Журнал «Невский проспект» занимает сторону России в конфликте между Россией и антироссийской коалицией во главе с США и сторону русской армии как исторической силы, исполняющей волю истории на Украине.
Основание: на стороне России историческая правота, сама история и чистая моральная истина.
Указанное основание самоопределения с вероятностью логической ошибки, стремящейся к нулю, доказуемо разумом, мыслящим здраво и без сословно-кастовой ангажированности, ясно видя то вполне логически очевидное обстоятельство, что Pax Americana – это политически сделанная вразрез с волей истории пародия на Pax Romana, которая, уже единственно ввиду колониальной и расистской сущности Pax Americana, не считая прочих превышающих всякую интеллигентную меру пороков его, таких как абсолютный цинизм и тотальная ложь в скрижалях Weltpolitik, может быть терпима историей только до определенного момента, и похоже на то, что этот момент настал, а если и нет, то настанет.
Осторожно, НЭП!
НЭП НП – это необходимая эстетическая политика «Невского проспекта».
Основные эстетические запреты на страницах «Невского проспекта»:
Табу №1: под запретом матерные выражения и их грубые заменители.
Табу №2: под запретом масскультовая эротомания: порнопись, элгэбэтэшные экзерсисы и все, что ниже пояса.
Табу №3: под запретом словоупотребление из области дурнопахнущей физиологии.
Пояснение к НЭП: дорогие авторы, предлагая рукопись в НП, имейте, пожалуйста, в виду, что указанные табу №№1-3 – это эстетическая цензура, которая, согласитесь (или спорьте, если угодно, до хрипоты, но согласитесь), абсолютно правомерна, обязательна, бескомпромиссна и действует в НП по согласованию с авторами в редакционной переписке, если объем табуируемого текста превышает объем одного среднеразмерного предложения или абзаца, а если в сито эстетической цензуры НП попадает отдельное слово или словосочетание, оно может быть просто в рефлекторно-автоматическом режиме вычеркнуто или заменено редактором, как, например, всяческое сквернословие, отнюдь не только матерное (см. табу №3 как расширяющее табу №1). Цензура НЭПа ужесточается из года в год, как говорится, в рамках разумного, растяжимых не так, как у политической цензуры. Редакция предупреждает авторов, что особо спорное в наш, мягко говоря, нецеломудренный век и не очень понятное многим в части запрета «всего, что ниже пояса», табу №2 распространяется на любые описания предметов, действий, событий сексуального характера и смысла, не несущие никакой эстетической нагрузки, кроме воздействия ниже пояса литературными средствами. Позвольте цитатку, рассмешившую некогда весь мир: «В СССР секса нет». Вы можете смеяться тем же смехом или литературоведчески-саркастическим, но и в «Невском проспекте» секса нет. В том смысле, что: автор может уложить мужчину и женщину в постель, но дальше – стоп-камера: съемка постельных сцен запрещена. Как и всего, воздействующего ниже пояса. Причем табу №2 работает безотносительно к тому, какая цель преследуется автором при нарушении табу №2, хоть возвышенная, хоть низменная, хоть глубокомысленная, хоть тупо-трендо-обезьянническая и хоть в первозданно-графоманском, хоть в конгениальном исполнении – без разницы. Табу есть табу. А если Юпитеру позволено, что не позволено быку, то Юпитер пусть будет уровня этак Достоевского, окей?
PS. Фильтры для публицистических пассажей на страницах «Невского проспекта»:
Фильтр №1: недопустимо площадное, ругательное, злопыхательское поносительство.
Фильтр №2: непозволительны оскорбительно неинтеллигентные высказывания в адрес критикуемых персон.
Фильтр №3: отклоняется критиканство всякого рода как противоположность здравой, компетентной, умной, учтивой критики.