Самым крупным не только в Беларуси, но и на всей оккупированной врагом территории являлся Тростенецкий лагерь смерти, в котором было уничтожено около 500 тысяч человек. По количеству уничтоженных он стоит на четвертом месте после Освенцима (уничтожено 4 млн. человек), Майданека (1 млн. 380 тыс. человек), Треблинки (около 800 тыс. человек). Тростенец был одним из первых лагерей уничтожения созданный в ноябре 1941 года. Здесь совершались массовые убийства людей, доставленных из лагерей, тюрем Беларуси, а также политических заключенных немецких тюрем и лагерей, евреев из Австрии, Германии, Польши, Чехословакии. Узники страдали от холода, грязи и страшной завшивленности. Пища заключенных была скудной. На кухню шли отходы, из которых готовилось подобие супа. Выдавали его раз в день. От 120 до 250 г хлеба, чай или суррогат кофе с сахарином - таким было меню занятых каторжным трудом узников. Заключенные голодали. Были случаи, когда они ловили и ели собак. Рабочие минского хлебозавода искали возможность помочь голодающим. И выход был найден: в лагерь хлебозавод отправлял порченую муку, непригодную для желудков представителей "высшей расы". Муку просеивали заключенные. И вот однажды они обнаружили в муке куски настоящего хлеба. С каждым привозом количество их увеличивалось. Так рабочие минского хлебозавода помогли узникам создать запас хлеба и поддерживать жизнь умирающих от голода людей.
В конце февраля - начале марта 1944 года гитлеровцы согнали в болотистую местность Домановского района Полесской области (сейчас Калинсковичский район Гомельской области) более 50 тысяч граждан Гомельской, Могилевской, Полесской областей Беларуси, а также Смоленской и Орловской областей России. Люди, находившиеся там, заражались сыпным тифом и были преднамеренно обречены на смерть, сыграв в почти непроходимой эпидемиологической зоне роль живого щита перед наступающими войсками Красной армии. Костры разжигать запрещалось; мучили холод и голод, особенно ночью. Воду пили из болота, в котором лежали и больные узники, и мертвые. Днем возле ограды появлялась машина с эрзац-хлебом (наполовину с опилками), и бросали его в толпу. Голодные люди хватали черствый хлеб, немцы смеялись и фотографировали эту картину. От холода, голода и болезней люди умирали сотнями и десятками сотен. Питьевой воды не давали. Узники не получали никакой медицинской помощи.
18-19 марта 1944 года войска 65-й армии 1-го Белорусского фронта освободили из Озаричских лагерей 33 480 человек, из них 15 960 детей в возрасте до 13 лет.
Минское гетто - крупнейшее в Европе. В нем было уничтожено около 100 тысяч человек. Оно было создано в июле 1941. Нацисты применили классическую тактику: прежде чем приступить к уничтожению еврейского населения, необходимо ликвидировать его самую активную, боеспособную, способную к сопротивлению часть — мужчин, причем самых здоровых и молодых. Это стало целью облав 14, 26 и 31 августа 1941 года в Минском гетто. Фашисты издевались над заключенными евреями, грабили, мучили, кололи штыками, бросали живыми в огонь. Осужденных на смерть принуждали петь песни, танцевать, а потом их расстреливали. К лету 1942 г. фашисты уничтожили практически всех.
Деревня Колдычево в Барановичском районе - концентрационный лагерь, действовавший до июля 1944 года. Здесь согласно официальным данным расстреляли, повесили, замучили, отравили газом свыше 22 тысяч человек. Первыми заключенными лагеря были активисты советской власти и военнопленные из барановичской и столбцовской тюрем.
На территории лагеря размещалась камера пыток, где жертв подвергали страшным истязаниям. Им прокалывали язык, загоняли иголки под ногти, подвешивали, растягивали мышцы, ломали пальцы рук и ног, избивали резиновыми дубинками, лили воду в нос, сдавливали голову специальным станком, вырезали ножами куски тела и кололи штыками, ставили голыми ногами на раскаленную сковородку, рвали волосы, натравливали специально выдрессированных собак... В лагере для узников установили голодный режим при одновременном непосильном, изнурительном труде, свирепствовали массовые эпидемии.
Узники работали по 10 — 12 часов в сутки в неимоверно тяжелых условиях на добыче торфа в ледяной воде, а также в цехах — по изготовлению кирпича, мыловаренном, столярном, кожевенном, бондарном, сапожном, портняжном. Спали на нарах в 3 — 4 этажа на тонком слое соломы. Жилые постройки в зимнее время не отапливались. Кормили «баландой» — заваренной в воде ржаной мукой. Общение заключенных с внешним миром запрещалось. Все носили опознавательные знаки на груди, спине, а мужчины и на правой стороне брюк: красный круг с черной точкой — партизан, желтая шестиугольная звезда — еврей, буква «р» — поляк.
Верхом цинизма и жестокости стали детские концлагеря, и среди которых – донорский лагерь в деревне Красный Берег (Жлобинский район Гомельской области).
В июле 1941 года старинная усадьба в небольшой деревеньке Красный Берег на Гомельщине превратилась в немецкий военный госпиталь. Когда же армия вермахта начала терпеть поражение за поражением, значительно увеличилась потребность в донорской крови. Ребята попадали туда после облав, регулярно проводимых немцами в Красном Береге и окрестных населённых пунктах. Немцы выгоняли из домов население и насильно отбирали детей. Узниками становились жители не только Гомельской, но и Могилёвской, Минской областей, а также Украины, Прибалтики, России.
Особенный интерес представляли дети возрастом 8-14 лет, что не случайно: это период, когда организм активно развивается, происходит его гормональная перестройка и кровь имеет наиболее сильные целительные свойства. В доноры попадали преимущественно девочки, так как они чаще были обладательницами первой группы с положительным резус-фактором – универсальной крови для использования в медицинских целях.
В застенках детского лагеря смерти Красный Берег оборвалась жизнь 1990 детей. На территории Беларуси было 14 детских концлагерей, где у детей выкачивали кровь для раненых солдат вермахта.