СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Как это ни печально, но человеческая жизнь конечна. Преобладающее большинство фронтовиков, участников Великой Отечественной войны 1941-45 гг., которым повезло вернуться живыми домой, уже ушли из жизни. Но мы, и ныне живущие, и будущие поколения, должны хранить священную память и о погибших в боях, и о покинувших нас навсегда в мирное послевоенное время. Публикуемые ниже материалы на основе архива редакции газеты «Іскра» – дань этой памяти.
У Филиппа Егоровича Чубукова, жителя деревни Кузьминичи, путь к Берлину начался с первых дней Великой Отечественной войны. Мобилизовали его вместе с земляками Иваном Калиберовым и Леонтием Гореликом. Все трое были шоферами – очень ценная профессия в довоенное время. Это сейчас чуть ли не каждый второй взрослый, в том числе и многие женщины, умеют управлять автомобилем и имеют соответствующие права. А тогда «шофер» звучало гордо.
Воевать земляки попали вместе в батальон аэродромного обслуживания 16-й воздушной армии. В их обязанности входила доставка различных грузов, в том числе боеприпасов, на аэродром. Казалось бы, что там – вези себе тихонько. Но когда в кузове патроны и снаряды к самолетным пулеметам и пушкам, бомбы – мороз по коже берет. А еще, когда «мессеры» начинают охотиться за такими машинами, поневоле о Боге вспоминаешь, несмотря на то, что веришь или не веришь.
Филипп Чубуков вместе с земляками и другими шоферами подвозил грузы к аэродромам, с которых летчики совершали боевые налеты в сражениях под Москвой, на Орловско-Курской дуге. Под Орлом Филипп Чубуков и Леонтий Горелик получили задание доставить груз на полевой аэродром. Машина Филиппа шла первой, он с грустью смотрел по сторонам на обгорелые и вырванные с корнями деревья, на многочисленные воронки от снарядов – и самому становилось больно за многострадальную землю своей страны. Вдруг что-то с огромной силой ударило снизу в машину, Филипп потерял сознание.
Очнулся только в госпитале – перед его койкой в накинутом поверх гимнастерки халате сидел Леонтий Горелик.
-Ну, живой! – радостно воскликнул друг. – Ты же как с того света вернулся... Это надо - по сто раз езженой дороге наскочил на мину. Видно, немцы, отступая, оставили. Другим шоферам везло, а тебе вот - нет... Хотя, как сказать – ведь живой остался... Тебя взрывом метров на 15 отбросило, я, когда к тебе подбежал, вижу – лежишь, не дышишь, и баранку в руках держишь... Ну, думаю, все, отъездился Филя... Приложился ухом к груди – сердце тукает... Ну, я тебя в свою машину – и в госпиталь...
– Спасибо, друг, – только и смог произнести Филипп.
После лечения Филипп поставил на колеса свою изрядно побитую «полуторку»: пришлось раму целиком заменить, мотор перебрать, кабину залатать, пару колес новых поставить. На Орловско-Курской дуге он отметил и своеобразный юбилей своей машины – 100 тысяч километров на спидометре.
Вместе с полевыми аэродромами, вместе с боевыми друзьями Филипп все ближе перемещался к Берлину. Они обеспечивали боевые удары воздушных сил Красной Армии в операции «Багратион» по освобождению Беларуси, Польши. Затем стали дислоцироваться на территории Германии. На своей неизменной машине он доехал и до стен Берлина. За участие в штурме фашистской столицы был награжден медалью «За взятие Берлина» и Благодарностью Верховного Главнокомандующего товарища Сталина.
После войны Филипп Егорович Чубуков остался верен шоферской профессии. Работал в колхозе. Создал семью, вырастил хороших детей.
Иваненко, В. Они дошли до Берлина / В. Иваненко / Іскра (Чавусы). – 8 мая. – 2013.