ФОТО
Александр Галиновский, внук Александра Антоновича Киберова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В память о ветеране, отце и дедушке Александре Киберове
В семье шкловчанина Александра Галиновского война затронула судьбу его деда Александра Антоновича Киберова, который в годы суровых и грозных испытаний мужественно защищал нашу Родину.
Великая Отечественная война положила отпечаток на судьбы миллионов семей, заставила повзрослеть юношей, наделив их мужеством и великой силой духа в борьбе за мир и справедливость. В семье шкловчанина Александра Галиновского война затронула судьбу его деда Александра Антоновича Киберова, который в годы суровых и грозных испытаний мужественно защищал нашу Родину. Он всегда делился с детьми и внуками своими воспоминаниями о фронтовых годах, о соратниках и подвигах людей в сражениях, в тылу, об их смелости и патриотизме. К сожалению, два года назад участника Великой Отечественной войны Киберова не стало, но память о нем жива. И сегодня его внук Александр с гордостью рассказывает о родном и близком ему человеке.
– Мой дед Александр Антонович родился в Шклове в многодетной семье, – говорит Александр Галиновский. – Когда началась Великая Отечественная война, ему исполнилось 17 лет. В то время он работал матросом-спасателем на шкловской спасательной станции. Узнав о нависшей над Родиной опасности, он и три его брата, которые в тот момент служили в армии, сразу отправились на борьбу с фашистами.
Первым заданием, которое поручили двенадцати парням-спасателям, в том числе и моему деду, было построить два брода для переправы наших войск через Днепр. Позже, когда фашистские самолеты разбомбили мост, который связывал правый и левый берега реки, матросы на лодках спасали людей. Чтобы одно из самых больших предприятий Шклова – бумажная фабрика «Спартак» – не досталось врагу, взорвать ее доверили спасателям местной станции.
После успешного выполнения задания весь матросский коллектив переплыл Днепр и дальше пешком через Фащевку, Дрибин и Мстиславль добрался до Смоленской области, откуда их направили в Тамбов. После обучения в полковой школе Александр Киберов был назначен командиром отделения автоматчиков 20-й лыжной стрелковой бригады. Боевое крещение получил под станцией Сходня. Он рассказывал, что в декабрьский 42-градусный мороз рота автоматчиков находилась в резерве командира бригады, охраняла штаб, вела разведку боем и оборону. Потом в бою за Великие Луки, Старую Русу, защищали почти всю зиму. Здесь же мой дед был ранен и направлен в один из госпиталей Калининской области. Подлечившись, младший сержант прошел учебу на политрука роты в военно-политическом училище г.Халтурина. Через три месяца становится партийным и комсомольским организатором батальона и в звании младшего лейтенанта возвращается в свою стрелковую дивизию.
Мой дед Александр Киберов принял активное участие в освобождении от фашистов не только российских, белорусских, но и литовских городов Свенцаны, Кретинга, а позже и Восточной Пруссии. О его смелости и патриотизме свидетельствует множество наград: ордена Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другие. Все эти награды достались мне с просьбой относиться к ним очень бережно. Я, как человек военный, глубоко любящий деда, постараюсь сохранить их для будущих потомков нашей семьи, как и память о нашем дорогом человеке.
После 1945 года наш боец еще долгое время оставался в рядах Советской Армии, служил в Румынии, Германии и только в 1960 году с многочисленными наградами в звании майора вернулся в Белоруссию, в родной Шклов. Трудовая деятельность его началась в районной заготовительной конторе в должности директора. Затем он работал инструктором райкома партии, в течение 10 лет возглавлял комбикормовый завод. На заслуженный отдых ушел с должности директора комбината бытового обслуживания. Мой дедушка воспитал трех дочерей и двоих сыновей.
«Жизнь коротка – надо спешить», – говорил дедушка. Но спешки и суетливости за ним не замечалось. Всегда спокойный, приветливый, дружелюбный, энергичный, без жалоб на болезни и жизнь. Как-то, на одном из семейных праздников, мы спросили его: «Что бы он хотел повторить в своей жизни?». Он ответил: «Я повторил бы все, кроме войны».
Галиновский, А. В память о ветеране, отце и дедушке / записала Марина Рандицкая // Ударны фронт. – 2015. – 8 мая. – С. 1, 8.