Каранкевич Зинаида Николаевна

Кировский район

БИОГРАФИЯ

Утром 12 марта 1944 года д. Ала окружили фашисты и выгнали всех жителей из домов. До д. Выжары гнали с собаками пешком. В деревне, как скот, избивая палками, погрузили на автомашины и отвезли в Бобруйск. Там стали сортировать: молодых в одну группу, а стариков, людей среднего возраста и детей – в другую. Так, Зинаида и ее два брата оказались с мамой, а старшая сестра – в другой группе.

Среди пленных зашел разговор, что молодых отправят в Германию,а стариков и детей уничтожат. Поэтому Зинина мама вручила детей старшей сестре и приказала называть ее мамой. Она стремилась сохранить им жизнь.

На счастье вся семья оказалась вместе. И снова дорога. Людей погрузили в товарные вагоны (те же пинки и окрики) и куда-то повезли. Вагоны были настолько плотно набиты людьми, что можно было только стоять. Очень хотелось есть и пить. Стоял страшный смрад, крики, плач: никто ведь не знал куда везут и что с нами будет.

Наконец куда-то привезли, загнали за колючую проволку. Утром погнали пешком по бездорожью. Снег, слякоть, ноги проваливаются, а на ногах лапти, правда чем-то подшитые. Путь казался бесконечным. Хотелось лечь и не двигаться, пусть убивают, пусть собаки растерзают, но идти больше не было сил. Младшую Зину несли по очереди на плечах братья и мама, но немцы периодически били ее палками и она вынуждена была идти сама. Постоянно слышалась стрельба. Это немцы расстреливали тех, кто не мог больше идти. Путь был усыпан трупами. Наконец всех загнали в болото за колючую проволку. Мучили голод и холод. Зато воды было достаточно. Грязная, вонючая, но это была вода. Немцы бросали в тысячи собравшихся людей буханки хлеба с опилками и пакеты сухой репы, капусты. Голодные люди топтали друг друга, бросаясь за этими «дарами» фашистов, а после оставалаось сотни трупов, затоптанных голодными людьми. Это был концлагерь – Озаричи.

Деревня Ала была сожжена. После войны бабушка с дедушкой взяли детей к себе, а родители (к тому времени раненый отец вернулся домой) и старшая сестра вырыли землянку на месте бывшего дома и жили пока не построили дом. Строились всей деревней, друг другу помогали. Это было прекрасное время. Люди радовались, что остались живы. И хотя питались только гнилой картошкой и щавелем, но было хорошо. А сколько радости было, когда узнали, что закончилась война. Люди целовались, радостно кричали «ура», плакали.

ФОТО