ФОТО
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Война искалечила жизнь…
Неумолимо бежит время. Но оно все-таки иногда возвращается вспять. Не всегда это приятно, но... Мой рассказ о белорусском пареньке, в годы военного лихолетья оказавшемся за колючей проволокой в Германии.
Мы познакомились с сержантом в отставке Александром Семеновичем Барбашевым в Могилевском госпитале инвалидов Великой Отечественной войны, где он ежегодно проходит плановое лечение. Был поражен состоянием его ног – бугры вспученных вен выпирали до самых колен. Он несколько раз в день натирал их какой-то специально приготовленной мазью.
– Помогает мазь?
– Немного, – сказал он, морщась от нудной, не перестающей боли.
Мы частенько оставались вместе, и как-то я предложил:
– Расскажите о себе, Александр Семенович!
– Да что рассказывать, кому это интересно? – он на минуту-другую замолчал. Его лицо, такое чистое, по-детски доверчивое, дрогнуло, светло-карие глаза с чуть заметной голубизной по краешку райка наполнились слезами; он весь как-то сжался, словно от неожиданно подувшего холодного ветра, наклонился, руки упер в колени и, покачиваясь, начал свой горький рассказ мягким, приятным, чуть дрожащим голосом с украинской теплотой.
– Осенью 1943 года всех жителей нашей деревни Горбовичи Чаусского района немцы эвакуировали. Наша семья: отец – Семен Федорович, мать – Марфа Алексеевна с детьми дошли до деревни Дары Могилевского района. Мы с отцом устроились работать на железную дорогу, а мать пробралась обратно в свою деревню и жила в баньке у родственников.
Я и отец чистили снег, пилили лес, тесали шпалы. Нам немцы давали буханку хлеба на неделю. Ночевали мы у родственников в бане и копали мерзлую картошку, тем и перебивались.
В декабре 1944 года меня отправили в Могилев за инструментом, а оказался я в лагере за колючей проволокой. Это был сборный пункт, который располагался за Быховским рынком, на пригорке.
Через несколько недель нас в пульманах немцы отправили в Германию. Я попал в небольшой городок Аннасбург, – Александр Семенович показывает фотокарточку, сделанную 25 января 1945 года (на оборотной стороне по-немецки написано: невольник-иностранец, железнодорожный перевалочный пункт, и его номер 272). – Мы загружали и перегружали вагоны с продовольствием и запасными частями. На работу гоняли под усиленным конвоем, спали в бараках, обнесенных колючей проволокой. Кормили брюквой, шпинатом, давали по 400 гр. хлеба в сутки. В бараке познакомился с латышом из Белоруссии Альбертом Балодом. Он раньше нас был привезен и нас подкармливал, разбивая ящики, когда охрана уходила подальше от вагона. Мы собирали и складывали обратно печенье, а то, что лежало раскрошенное на полу, нам немец разрешал подобрать себе. Так мы и выжили.
Освободила нас Красная Армия в апреле 1945 года, и полевым военкоматом я был призван в армию и зачислен в 547-й стрелковый полк 127-й стрелковой дивизии (Александр Семенович показывает архивные справки из Подольского архива).
Молодому солдату Барбашеву довелось пройти боевое крещение: их полк несколько раз вступал в ожесточенные бои с прорывающимися на запад недобитыми немецкими отрядами. Но они не дошли до Берлина – их полк круто повернули и ускоренным маршем отправили на Прагу.
Демобилизовался Александр Семенович в 1950 году. Вернулся в родную деревню Горбовичи, работал в колхозе, в школе, а последние 25 лет – заведующим вагоном-лавкой от ОРСа НОД-5 Могилевского отделения Белорусской железной дороги.
В 2011 году похоронил супругу Марию Власовну, теперь его досматривает дочь Людмила.
Александр Семенович награжден орденом Отечественной войны IІ степени и многими медалями.
Искров, Л. Война искалечила жизнь... / Леонид Искров // Веснік Магілёва. – 2012. – 4 мая. – С. 3.