Семенчук антон викентьевич

Глусский район

ВОСПОМИНАНИЯ

ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИЗ ЖИЗНИ БЕЛОРУССКИХ СПАСИТЕЛЕЙ

Из рассказа внучки Антона Викентьевича Семенчука Татьяны Прудко:

– Хочу подробней рассказать о нашей удивительной семье Семенчуков. Мой дед Семенчук Антон Викентьевич ветеринар Симоновского сельсовета Глусского района Могилевской области, участник гражданской войны. Будучи в Красной Армии, получил два ранения. В годы коллективизации был одним из организаторов колхозов. Закончил двухгодичную школу ветфельдшеров и работал по специальности. Летом 1941 года помог нашей кавалерийской дивизии выйти из окружения, указав место для успешного форсирования реки Птичь, за что получил от командира дивизии благодарность, личное оружие и лошадь, которую позже передал партизанам. Во время оккупации был связным разведчиком. Беспартийный. Профессия Антона Викентьевича в период оккупации позволяла беспрепятственно передвигаться по территории района. Под предлогом осмотра скота он проникал в захваченные немцами населенные пункты и собирал нужную для партизан информацию. Почти во всех деревнях у него была своя сеть помощников – стариков, женщин, подростков. Его сведения о силах, вооружении и замыслах врага всегда подтверждались.

Старший сын Николай в свои неполные 20 лет уже был опытным подрывником. У этого отчаянного парня на счету около 10 эшелонов. Представлен к званию Героя Советского Союза к 30-летию Победы. Но накануне умер и был вычеркнут из списков.

Младшего сына, Евгения, учащегося 9-го класса средней школы, отец тоже привел в отряд, разведчиком. Выполняя задание командования по подрыву торфодобывающих машин на Ясинском торфозаводе, в схватке с фашистами он был тяжело ранен. Разрывная пуля раздробила кость руки. Хотя первая медицинская помощь ему была оказана, через несколько дней начались признаки гангрены. Правая рука синела. Пятна поднимались все выше и выше. Только операция позволяла спасти юноше жизнь, но ее могли сделать только в ближайшем Бобруйском госпитале, т.е. у немцев. С большим трудом удалось получить пропуск в Бобруйск. Бригада немецких врачей сразу взялась за операцию. Пришлось ампутировать правую руку выше локтевого сгиба. Парню было тогда 16 лет. За ним ухаживала младшая сестренка Тоня. В госпиталь к нему несколько раз приходили жандармы с вопросами, как попал в лес. Пришлось врать о том, что собирал грибы и наткнулся на партизан. Какое-то время верили, потому что Женя был маленького роста, худенький, похож на пацаненка, а не на бравого партизана. Потом снова какие-то люди в штатском грозили ему расстрелом и утверждали, что его отец и мать партизаны. Они, якобы, схвачены немцами и привезены в комендатуру в город. Его, как и родителей ждет виселица. Через несколько дней появился незнакомый человек и, волнуясь сказал:

– Твоих родителей схватили, тебе надо бежать. Тебе помогут наши люди. Укроют в безопасном месте, а затем переправят в отряд. Как только начнет темнеть, одевайся, вот одежда. Выходи смело, как будто ты посетитель больницы. Тебя встретит наш человек и укроет.

– Но мне нечего убегать, дядько, мой отец не партизан. Если отца задержали, скоро выпустят, – пытался отвертеться юноша.

– Жаль, что ты мне не поверил, больше не могу здесь оставаться, прощай.

Женя метался в догадках: вдруг это свой человек и ему нужно верить; а если провокатор, то немцы только и ждут, чтобы парень стал убегать, сразу схватят. Спустя некоторое время выяснилось, что немцы начали наводить о нем справки. В деревню был послан агент, чтобы узнать о связях Семенчука с партизанами, но явился ни с чем. Однако, в это время, возле их деревни проходил бой. Партизанами был уничтожен 21 немецкий велосипедист. В этом бою отличился Николай Семенчук. Его хвалили как смелого партизана односельчане. Этот слух могла уловить комендатура. Татьяне Васильевне был передан условный сигнал, по которому она поняла, что нужно срочно забирать из госпиталя сына. С риском для жизни, без выписки, без пропуска санитарка вывела паренька из госпиталя. Его тайно вывезли из Бобруйска в отряд, дома ему находиться было опасно.

Диверсионная группа Николая Семенчука пустила под откос 8 вражеских эшелонов с живой силой и военной техникой, 19 вражеских эшелонов обстреляла пулеметно-автоматным огнем, вывела из строя 19 паровозов, уничтожила 6 автомашин, 2 моста на шоссейной магистрали и многие километры телефонной связи. Можно представить себе, как бы усложнили положение на каком-либо участке фронта эти гитлеровцы, их техника. Сколько замечательных советских солдат погибло бы, если бы Николай Семенчук со своими боевыми друзьями, как и тысячи партизан, не перекрывали им путь к фронту, не нанесли огромных потерь.

В 1943 году во время бомбового удара из самолетов села Зубаревичи не все снаряды взрывались. Николай первый бросился к бомбе и аккуратно извлек взрыватель. С тех пор его назначили инструктором по разрядке бомб Партизаны искали такие неразорвавшиеся бомбы, снимали с них взрыватели, которые шли потом на самодельные взрывчатки. Одну бомбу нашли у деревни Зеленковичи. Она на 5 метров ушла в болото. Никакие попытки вытащить ее не имели успеха. Николаю никак эта бомба не давала покоя. «Лежит без пользы в болоте, а сколько могла бы фашистских эшелонов пустить под откос». Добытая взрывчатка обычно делилась между тремя диверсионными группами. Группе Николая в порядке поощрения выделяли больше тола, чем остальным. Уж больно хлопцы шустрые и ловкие были. День и ночь умело и бесстрашно действовала диверсионная группа во главе с Николаем Семенчуком. Без нормального сна и отдыха, зачастую голодные и плохо одетые. Три года подряд громили они врагов на пути к фронту, мстили за поруганную землю, за убитых матерей и отцов, братьев и сестер.

В июне 1942 года Николай получил задание взорвать эшелон между станциями Осиповичи и Старые Дороги. С группой товарищей он пробрался вечерок железной дороге, заложил снаряд и натянул шнур. Под утро появившийся вражеский эшелон был взорван. Но ему показалось, что свалившийся паровоз уцелел, что немцы его могут отремонтировать. Тогда они просидели весь день неподалеку от взрыва, а ночью подползли к паровозу и заложили в топку заряд. Когда стали отходить, Пархимчик в темноте зацепил шнур ногой, и в нескольких метрах произошел взрыв, который вдребезги разнес паровоз. Семенчука и Пархимчика друзья полуживыми подобрали в кювете. Партизанские медики с трудом поставили их на ноги.

В нашей семье помнят и о героической гибели моего деда Антона Викентьевича Семенчука. Зимой 1943 года немцы проводили на оккупированной территории Беларуси карательные операции. Пришли они в его родную деревню. Вывели раздетых детей, женщин, стариков на мороз. Среди них были его жена Татьяна Васильевна и младшая дочь Тоня. Молодых девушек отвели к забору, остальных загнали в телятник. Антон Викентьевич находился в отряде, его как драгоценного разведчика и связного берегли и по приказу командира не говорили о трагедии в деревне. Но среди партизан было много односельчан. Не удержавшись, один из них с болью в сердце выпалил Семенчуку: «Ты здесь сидишь, а там у немцев в заложниках вся наша деревня».

Узнав об этом, Семенчук сам пошел в село к немцам и сдался во имя спасения своих родных и близких. Но захватчики поступил по-звериному. На глазах у всей деревни, его младшей дочери и племянников они повесили Антона и Татьяну Семенчук, а жителей сожгли в телятнике – 72 человека, из них 45 детей. Младшая дочь Тоня (моя мама) вместе с другими девушками попала в обоз, который вместе со скотом фашисты погнали к железнодорожной станции. Ночью девушки сговорились бежать. Дождавшись, когда начнется густой лес, они как по команде кинулись по обе стороны дороги. Вслед им каратели открыли огонь, но бежать за ними побоялись. Трое суток провела Тоня в зимнем лесу, думая лишь о том, как выжить. Словно кто-то помогал ей, уговаривая: «Твой отец добровольно отдал за тебя свою жизнь, погибла твоя мать, двоюродные братья, соседи, ты должна выжить!». Уже отчаявшись найти всякую надежду на спасение, вдруг заметила между деревьями цепочку людей в гражданском и с оружием. Спасение! Она была в отряде с братьями до освобождения Белоруссии, помогая ухаживать за ранеными.

По материалам статьи Вячеслава Степановича Жидких «Он смог, преодолев страданья, дожить до радостных победных дней», опубликованной в газете «Слово хлебороба» Тимского района Курской области 13.10.2022.

ФОТО

Антон Викентьевич Семенчук, связной партизанского отряда

Татьяна Васильевна Семенчук

Николай Антонович Семенчук, партизан, командир диверсионной группы

Евгений Антонович Семенчук, разведчик партизанского отряда

Антонина Антоновна Сосновская (Семенчук)