Пилецкий Донат Адольфович
Чаусский район
Чаусский район
ФОТО
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Витебщина... Край озер, болот и лесов, а в годы немецко-фашистской оккупации – партизанский край. Нередко немцы, как бы они ни были вооружены и какой бы численностью боевого состава ни располагали, боялись этой белорусской природы, где, образно говоря, за каждой сосной, за каждой кочкой их подстерегала смерть от партизанской пули.
Из близлежащих к партизанским зонам деревень в леса уходили семьями, уводили домашний скот, выносили в лес все нехитрые пожитки. И какой мальчишка в то время не мечтал взять в руки оружие и сражаться с врагом. Вот и Донату Пилецкому очень хотелось так «шандарахнуть» по немцам, чтобы они без оглядки, только сверкали пятками, бежали в свою Германию. В мае 1942 года семнадцатилетний Донат наконец попал в партизанский отряд «Боевой», который дислоцировался недалеко от его деревни, в Россонских лесах Витебщины. Пришел туда в лаптях – хорошо, что была теплая пора. Да и, как потом оказалось, лучшей обувки и не надо для болотистых мест: вода как вошла в лапти, так и вышла, а через час-два и лапти, и портянки сохли. Правда, к зиме парень обулся в поношенные полуботинки.
На одном месте отряд не засиживался, командование партизанской бригадой отправляло его на боевые задания под Полоцк, Шумилино, Лепель, Дриссу. Даже до Пинска приходилось доходить и какое-то время стоять в лесах под российским городком Опочкой.
Донат вскоре вошел в группу прикрытия подрывников. В группе обычно 2-3 человека. Подрывников – чаще всего семеро. Подойти к железнодорожному полотну сложно: с обеих сторон все деревья и кустарники вырублены на 50-60 метров, к тому же дорога патрулировалась. В ожидании удобного момента партизанам приходилось иногда чуть ли не сутки лежать в укрытии и в снег, и в дождь. Естественно, о том, чтобы разжечь костер, не было и речи.
Кроме подрывов железнодорожного полотна устраивали и засады на дорогах, по которым передвигалась военная техника оккупантов, отвоевывали у немцев и полицаев деревни. Местные жители помогали партизанам, чем могли, делились и едой, и одеждой. Партизаны старались ничем не «подставлять» сельчан. Донат Адольфович, например, помнит случай, когда на Барковичи, деревню партизанской зоны, двигался полицейский отряд, то, чтобы избежать стрельбы в деревне, партизаны ушли из нее на окраину леса. А уж оттуда ударили по полицаям. Другой партизанский отряд, имени Калинина, пришел на помощь. Да еще и пушку подтянули. Полицаи бежали.
Координировало боевые действия партизан командование из Москвы. Довелось Донату Адольфовичу вместе с отрядом по распоряжению центрального партизанского штаба помогать действующей Красной Армии в освобождении Минска: когда город взяли наши войска, партизаны добивали фашистов, укрывшихся в окрестных лесах.
Как-то вышли на небольшой хутор. На открытой поляне – дом. Только попробовали к нему приблизиться – автоматными очередями оттуда сразу убило и ранило нескольких партизан. С какой стороны ни подступали – никак не выбить немцев с хутора, только несли потери. И лишь удалось это сделать, когда на подмогу подошла рота красноармейцев. Оказалось, что на хуторе укрывалось около 50-ти немцев.
А был и необычный случай, когда Донат вместе с другом-пулеметчиком сбили немецкий транспортный самолет. Шли как-то на задание вдоль края леса. Вдруг над головой – рев низко летящего самолета. На крыльях свастика.
– А что, если попробовать по нему очередью из пулемета? – предложил Донат.
– Где наше не пропадало, – согласился друг.
Донат пригнулся, друг на спину поставил ножки пулемета: одна очередь – мимо, другая – удачно! За самолетом потянулся черный шлейф дыма, и немецкая машина скрылась за макушками леса. А потом услышали взрыв.
– Ну и потрясло меня тогда ножками пулемета... Спина долго болела, – вспоминает ветеран.
До лета 1944 года воевал Д.А.Пилецкий в партизанском отряде. В Минске, сразу после освобождения города, ему вручили медаль «За отвагу». Наградили потом и орденом Отечественной войны. К боевым наградам добавилась и медаль «За доблестный труд». После войны он служил в составе спецотряда милиции, охранявшего тюрьму, где отбывали наказание предатели Родины, добровольно вставшие на сторону врага.
После войны ветеран проживал в Петуховке Осиновского сельсовета. Вместе с женой вырастили пять сыновей, есть внуки и правнуки.
Духовская, Г. Уходили в леса партизаны / Г. Духовская // Іскра (Чавусы). – 2010. – 2 ліпеня.