забавский Николай Николаевич

Осиповичский район

ФОТО

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Беседую с одним из самых непосредственных участников тех незабываемых событий Великой Отечественной войны, бывшим партизаном-разведчиком отдельного специального партизанского отряда имени Кирова № 309 Николаем Николаевичем Забавским.

Как и все его сверстники, встретил войну на своей малой родине – в деревне Вязычин. Видел, как старшие товарищи уходили на фронт, как эвакуировалось колхозное имущество в тыл страны.

Вспоминает, как проходили отступающие воинские части Красной Армии. Запомнился военный комиссар Петр Шумилов, который посоветовал запасаться оружием, которого на местах боев с немцами было в большом ко­личестве.

Подростки начали собирать и прятать оружие – патроны, гранаты и винтовки. Нашли и спрятали несколько ручных станковых пулеметов, около десятка немецких автоматов.

Таких подростков, как Николай, было в деревне более 60. Все были комсомольцами.

Всякое отребье, немецкие холуи и прихвостни (власовцы, бишлеровцы, полицаи) из местных деревень осели в деревне Свислочь. Образовалось целое осиное гнездо. Как их все ненавидели!

А как подростки обрадовались, когда из-за фронта, из-Москвы на самолете по распоряжению Главного разведуправления Красной Армии был заброшен их старший товарищ, бывший комсомольский вожак, член ВКП(б) Михаил Петрович Самсоник с радисткой-разведчицей с радиостанцией. И когда через два-три месяца из-за фронта пешком более тысячи километров пришел Михаил Иванович Кревчик с другой радисткой, сразу же был создан отдельный специальный партизанский отряд имени Кирова № 309. Он проводил глубинную разведку военных объектов и передвижения вражеских войск по железнодорожным и шоссейным дорогам.

Николай Николаевич задает вопрос; где можно было найти еще такой партизанский отряд в районе, в который из одной деревни ушло бы более 50 человек?

Отряд по-настоящему был семейным, поэтому был высокоорганизованным, дисциплинированным и сплоченным. А ведь всем партизанам-подросткам было в то время по 16–20 лет.

Николай Николаевич часто приходит на Вязычинское и Прудищенское кладбища, вспоминает своих боевых товарищей: Михаила Михайловича Бурака, Ивана Петровича Самсоника, Владимира Владимировича Валенчица, Ивана Афанасьевича Борозну, Владимира Григорьевича Алехновича, Михаила Афанасьевича Карпенко, Григория Митрофановича Бурака, Аркадия Михайловича Наливайко, Григория Ивановича Крисковича и других.

И не верит, что многих из них нет в живых. А на сегодня из бывших 450 человек из отряда осталось около 20.

Сегодня можно слышать немало негативного и совершенно несправедливого в адрес ветеранов войны. Николай Николаевич в подобных случаях отвечает прямо, что боролись они с фашистами за то, чтобы потомки жили счастливо на этой святой, не единожды политой кровью белорусской земле.

Кревчик, М. Как молоды они были… / Михаил Кревчик // Асіповіцкі край. – 2001. – № 87. – 6 лістапада. – С. 1.