Василевская Вера Григорьевна
Бобруйский район
ВОСПОМИНАНИЯ
«Я мало что помню. Прошло столько лет. Война осталось в памяти как нечто ужасное, страшное. Сразу вспоминается невыносимый голод, красные зарева от спаленных деревень. Выйдешь на улицу – Каменка горит. Через некоторое время смотришь – Новоселки горят. Война отняла все здоровье.
Как я помню, немцы в деревню Осово пришли очень быстро, сразу же после объявления войны. Их лагерь разместился недалеко от нашего дома. Через некоторое время они стали сгонять всех людей. Наверное, хотели сжечь. Но один человек умел говорить по-немецки. Он начал с ними разговаривать. После его разговора людей отпустили, а всех военнопленных забрали в концлагеря.
Еще я помню, как ходила копать окопы. Окопы копали для того, чтобы прятаться. Туда забирали все необходимое, одежду, одеяла, поесть. Иногда было и такое: день пройдет, а за ночь весь окоп водой затечет. Тогда надо заново копать окоп. А было, что и в воде сидели. Помню, что всегда приходилось прятаться. Боялась выйти на улицу. А когда к дому приближались немцы, то пряталась либо под печь, либо под кровать. Под кроватью лежала картошка, а под картошкой яма, наполненная водой. Вот в эту яму с водой и пряталась. А зимой прятались в кустах. На улице мороз 30 градусов, а мы ложились на снег. Так на снегу и спали. Кто первым просыпался, тот всех будил. Потремся друг об дружку и дальше ложимся. Потом Сергей Петрович Мишур сделал нам условный знак. Он ставил метлу на крышу. Если стоит метла, значит немцы. Если нет метлы, значит можно идти домой. Вот поэтому войну без слез не могу вспоминать».