ВОСПОМИНАНИЯ
«Я родилась в 1935 году. В семье нас было шестеро. Отец, мать и четверо детей. Отец был инвалидом, поэтому на фронт его не взяли.
Бомбить стали как-то сразу. Только объявили, что началась война, а уже были слышны взрывы снарядов. Жители все прятались в траншеях, и мы себе выкопали. Как бомбежка, так все бегут прятаться.
Когда пришли немцы, с нашего поселка выгнали всех людей из домов, а в них разместили своих солдат. Люди с двух поселков жили в одном доме. Сделали полати, так мы все и спали. Войну вспоминать страшно, ее вспоминать и не хочется. Горе кругом. И не дай Бог, чтобы никогда такое не повторилось. Сейчас и хлеб черствый, и булка не вкусная, а тогда люди были рады корочке сухого хлеба.
В Грудиновке стоял карательный отряд. Немцы наведывались в нашу деревню, забирали у жителей кур, яйца, коров, поросят. Когда кого-нибудь заставали дома – расстреливали, сжигали дома.
Был в нашей деревне староста – Дудик, который был связан с партизанами. Мама моя говорит, что он помогал людям. В соседних деревнях детей кидали в колодцы, жгли живьем всех жителей, как в деревне Красница Быховского района. Наверно было спокойнее и потому, что в нашей деревне стояли немцы.
Тяжело про это говорить. А чем мы питались... Собирали гнилую картошку по полю, толкли и ели… Сейчас комбайны на полях, а тогда дадут нам пол гектара и вручную, серпом… А нам тогда было всего по десять лет…».
Не стало Чаплинской Любови Константиновны в 2015 году.
ФОТО