ВОСПОМИНАНИЯ
НИКТО НЕ ЖАЛОВАЛСЯ, ХОТЬ БЫЛО ТЯЖЕЛО
Максимова Анна Герасимовна, моя прабабушка. Когда началась война, ей было 14 лет. Бабушка вспоминает:
«Я была единственным ребенком в семье. Отец мой умер очень рано, мне было только четыре года. Мы остались с матерью одни. Потом, через несколько лет, моя мать вышла замуж. У нового мужа моей матери была семья, и мы переехали жить к ним, они жили в деревне Прибережье. А мы жили в Перекладовичах. У моего отчима было уже пять детей, я была шестой, потом еще родилось две сестры. На фронт отца (так я звала потом отчима) не забрали, так как он был болен. Забрали моего сводного брата, который был летчиком. Нас осталось семь сестер и мать.
Мы выполняли все мужскую работу. Мы ходили в лес по ягоды и грибы. Кололи дрова, сажали картошку, чтобы зимой было что есть. Мы землю копали вручную, все становились и копали. Никто не жаловался, что ему тяжело. Мы знали, что это нужно нам, хотя и было тяжело. В деревне была всего одна корова, у нас, мы меняли ведро картошки на литровую банку молока. Через два года корова умерла. Было время, когда и есть нечего было, особенно зимой. Летом мы сушили яблоки и груши, а зимой, когда не было чего есть, ели их. Бывало, что вообще не было еды.
В нашей деревне таких семей было много, где мужья и сыновья ушли на фронт, в деревне оставались только женщины, дети и старики. Но и старики не собирались сидеть в деревне, они уходили в лес партизанить. Поэтому, наверное, немцы и не решились пройти рядом с нашей деревней, а прошли в двух километрах от нее. Немцы шли через лес, «рябинник», там и были партизаны из нашей деревни и из соседской – Грудиновки. Когда вечером я выходила на улицу, я слышала в стороне леса стрельбу и взрывы. Было страшно, и самолеты летали над головой. Поднимешь голову, а там летит большой черный самолет. Очень страшно.
Болели часто. Тогда не было никаких лекарств. У кого сильный организм, тот выживал, кто слабее – умирали. У меня все, кроме отца, остались живы. Брат вернулся с войны, только получил ранение. Не все, кто ушел на фронт из нашей деревни, вернулись домой. Уходили и некоторые женщины, потому что их сыновей и мужей забрали на фронт. У нашей соседки сын пошел воевать, так и она пошла санитаркой, чтобы быть рядом с сыном. После войны мы тоже голодали, пока не восстановилось все в стране».
Подготовил Бакланов Д. А.