ФОТО
... Мягкие лучи осеннего солнца нежно скользили по кронам деревьев, игриво пробиваясь сквозь листву, все еще напоминая о жаркой летней поре и уже подготавливая к первым заморозкам. Это была великолепная картина воскресного дня. Воздух был необычайно свеж и чист. Вся природа ликовала и радовала своей красотой окружающих. В воздухе царило спокойствие, которое придавало мне внутренне умиротворение, особую гармонию с природой. Проходя огороды соседей, я улавливала родные запахи осени – здесь запах осеннего костра, здесь – перепаханного только что участка, а здесь – удивительный запах спелых яблок. Таким необычно сильным запахом славится антоновка, о которой мне рассказывала прабабушка. Есть у нее на огороде очень старая яблоня антоновка. Ветки ее, как мозолистые руки пожилого человека, раскинулись в разные стороны, склонились до земли. Стоит яблоня в начале огорода, и за столько лет показалась она неудобной среди новых построек и насаждений. Собрались сыновья прабабушки спилить ее, да стали рассуждать: «Чего она старая будет здесь расти? Урожай от нее маленький, а вот земли занимает много, да и тень дает, мешая молодым яблонькам набирать силу». Как узнала об этом моя прабабушка, расстроилась, запретила даже и думать об этом, взяла скамейку, села под яблоньку, обвязав ее своим пуховым платком, и заплакала.
Я не сразу смогла понять, что случилось. Запах спелого осеннего яблока не давал мне покоя. И сейчас, приближаясь к яблоне, я еще сильнее улавливала и сравнивала этот знакомый осенний запах. Прабабушка плакала. Ее слезы были беззвучны, редки. Я успела сравнить их с грибным дождем, который также тих, спокоен и щедр. Сердце мое сжалось от боли и непонимания. Поцеловав прабабушку в щечку, я присела к ней, так и не решаясь нарушить тишину. В руках она что-то держала, время от времени прижимая к груди. Неожиданно для меня прабабушка разжала ладони и протянула их ко мне. На морщинистых шероховатых ладонях лежало небольшое спелое яблоко. Я взяла его и сквозь него посмотрела на солнце – в яблоке были видны косточки. Прабабушка, вздохнув, прервала тишину и начала свой рассказ:
« ... Такие яблоки любил твой прадедушка. Эту яблоню мы посадили с ним перед войной. Осенью 41-го года добровольцем ушел он на фронт. Была такая же теплая осень, да только не мирная. Попрощались мы с ним возле этой яблони. Съел твой прадед яблоко, чтобы помнить любимый вкус и тепло дома, а другое, согрев своим теплом, отдал мне, как что-то весьма важное и дорогое. Спустя месяц получила я от него первое фронтовое письмо. Как храбрый солдат, писал он о своем первом сражении, о том, как убил первого фашиста и как скучает по родным местам, семье, своей яблоньке... Еще несколько писем получила я от него. Были они согреты солдатской любовью и героизмом. В них он рассказывал о подвигах своих товарищей, о наших потерях, о страхе атак... А спустя полтора года пришла похоронка на твоего деда. Сохранилось только первое письмо, да она...».
Я сразу же вспомнила бабушкину деревянную шкатулку, бережно завернутую в полотенце и хранившуюся у нее в комоде. На День Победы и по другим памятным дням доставала бабушка эту шкатулку. Доставала и ставила на стол под икону пожелтевшую фотографию моего прадедушки, рюмку с водкой, кусочек черного хлеба, похоронку и первое фронтовое письмо – желтый треугольник с почти выцветшими буквами и потрепанными углами, на котором было аккуратно написано: «Астаповой Пелагее Емельяновне от мужа Ивана».
Еще понятнее мне стала особая забота прабабушки о яблоньке: жарким летом каждый вечер поливала она ее теплой водой, весной белила ее ствол, окучивала вокруг землю, зимой укутывала ее от мороза. Часто стояла прабабушка, обняв ее ствол, о чем-то беседуя с яблоней. Яблоня эта для моей прабабушки – ее единственный любимый Иван. После войны она больше не вышла замуж. Это не с ней, а с ним она беседовала, его оберегала, о нем заботилась все эти годы, всегда ждала его. Не был мой прадедушка отмечен наградами, но он – настоящий солдат. Он всегда останется героем. О его стойкости, преданности своей родине, как и всего нашего народа, смелости, находчивости, бесстрашии, мужестве и вере в победу я буду с гордостью рассказывать своим детям и внукам. Подвиг нашего народа останется жить в веках!
Мой прадедушка погиб в боях под Курском, нет в живых моей прабабушки, но их яблоня, как символ любви и чистоты, символ победы растет и сейчас. Не дает она урожай, но она нам очень дорога. И всю заботу о ней взяли на себя мы – продолжатели рода прадедушки, его корни.