Зимова Екатерина

Кличевский район

ФОТО

Обжигающая правда войны

Давным-давно люди верили, что рядом с ними – на земле, в небе, под землей – живут боги. У богов человек просил помощи. Главный бог имел несколько имен, но чаще всего его называли Родом. С именем этого бога связаны самые важные слова: роди- на, народ, рождение, природа, возрождение. Так гласит легенда.

Я родилась в 1994 году. Прошло почти полвека после кровавой войны. Но я знаю, что боль ни на минуту не утихает у тех, кто потерял родных и близких.

Я никогда не забуду рассказ моей бабушки Зины. Сегодня ее уже нет рядом с нами... Но я помню каждое ее слово, слышу ее тихий голос...

Мои прабабушка и прадедушка жили в деревне Максимовичи Кличевского района. Потупчик Иван Иванович был председетелем колхоза. С первых дней войны он ушел на фронт. А вскоре прабабушка получила извещение о без вести пропавшем муже. Осталась она с маленькой Зиночкой на руках. Ждала и второго ребенка.

Это был страшный день. Неожиданно ранним утром ворвались немцы. Накануне в деревне был убит полицай. Фашисты согнали обезумевших от страха людей за деревню к выкопанной яме и стали в упор расстреливать женщин и детей. Моя прабабушка потеряла сознание и оказалась в яме среди мертвых. Немцы засыпали землей убитых и уехали. Через несколько часов жители, которым удалось убежать в лес, раскопали яму, но было уже поздно. Прабабушка Вера задохнулась. Не суждено было на свет появиться и ее ребеночку. Яма для них стала могилой.

Так девятилетняя Зиночка осталась круглой сиротой. Взяла ее к себе дальняя родственница.

Помню, когда бабушка Зина рассказывала, всегда вытирала уголочком платка слезы. А в глазах была такая боль! Сколько же испытаний выпало на ее долю! Война заставила испить до дна горькую чашу страданий. Я слушала бабушку, и мне так хотелось прижаться к ней крепко, погладить ее мозолистые руки, но я не решалась. Наверно, тогда я была еще маленькой, до конца не осознавала. Несколько лет назад она умерла... А мне сегодня кажется, что не успела я сказать всех добрых, ласковых слов, которые были ей так нужны.

Мы с мамой часто смотрим фотографии в альбоме. Они пожелтели уже от времени. На фотографии бабушка Зина и ее двоюродная сестра Женя в молодости.

Я езжу к бабушке Жене. Она живет в Кличеве. У нее на стене висит в рамочке такая же фотография. Однажды я попросила ее рассказать о войне.

– В 1943 году мне было 16 лет. По Кличеву прошел слух, что немцы угоняют молодежь на работу в Германию. Во время одной из облав схватили и меня. Отвезли в Бобруйск. Сколько слез я пролила! Думала, что больше никогда не увижу своих родных. В Бобруйске нас держали в кирпичном доме на окраине города. Нас было так много, что мы задыхались. Кто-то открыл форточку. Я была худенькой и смогла вылезти через эту маленькую форточку. Так мне удалось спастись.

Две женские судьбы. Их память – это страшная ноша. Каждое слово наполнено живой болью. Эта боль ранит мне душу. Во мне теперь живет непроходящая тревога, которая, как колокол, напоминает: моим родным и близким нужна сегодня моя любовь, моя забота.

Каждый из нас должен знать обжигающую правду войны. Чтобы помнить! Чтобы не забывать! Чтобы знать, откуда пошел наш род.