ФОТО
Лежат в шкафу отцовские медали,
А ваши дети ходят в детский сад.
А мы, признаться, лишь в кино видали,
Как бьет в броню осколочный снаряд...
Я родилась почти через пятьдесят лет после окончания Великой Отечественной войны. И слово «война» долгое время ассоциировалось у меня с черно-белыми кадрами военной кинохроники и страницами художественных произведений об этом периоде.
Но однажды в класс вошел учитель и начал читать одно за другим стихотворения о войне, письма с фронта... И все замерли, на душе сначала было тяжело, слезы лились, но строчки из писем согрели душу:
Из далекого немецкого края
Шлю тебе, дорогая, привет.
Как живешь ты, моя дорогая,
Напиши поскорее ответ...
От этих писем веяло таким теплом, такой любовью! И захотелось, чтобы больше никогда не было войны, чтобы люди были добрее друг к другу. Захотелось больше узнать об истории своей семьи.
Мою семью, как и многие другие белорусские семьи, своим черным крылом накрыла война. Эта история о моем прадедушке и... Но лучше все по порядку.
Вставляю в видеомагнитафон кассету, и вот уже начинаются кадры любительской киносъемки. 1 мая 2005 года. На главной площади Вены гуляет молодая семья, малыш безмятежно спит в коляске. Над его головой кружат стаи голубей. Улицы вокруг площади пешеходные, и поэтому здесь стоит удивительная для города тишина. Семья летит из Минска, где живут родители молодого папы, в Японию, откуда родом мама, и где они сейчас живут. В Вене – пересадка на другой самолет, и время между рейсами семья решила использовать для прогулки по городу.
А ровно шестьдесят лет назад, 1 мая 1945 года, на этой площади шли ожесточенные бои. Фашисты отчаянно сопротивлялись, боролись за каждую улицу, за каждый дом. Молодой боец из Беларуси Дыщенко Алексей был среди тех, кто освобождал столицу Австрии. Он навсегда запомнил, как здания на площади рушились, словно карточные домики, а свист пуль не стихал ни на минуту. Вдруг, как огнем, обожгло левое плечо. В глазах стало быстро темнеть, будто наступила ночь, а гул взрывов постепенно стихать. На некоторе время он пришел в себя, увидел склонившуюся над ним медсестру, и дальше уже ничего не помнил... Сколько сил и мужества было у этой хрупкой молодой девушки, которая смогла пробраться в самое пекло боя и вынести на себе потерявшего сознание солдата!
За жизнь тяжело раненого бойца врачи боролись несколько дней. Осколок прошел от сердца на расстоянии чуть больше сантиметра и остался рядом с сердцем солдата навсегда. Операцию в тот момент сделать было невозможно: слишком близко от сердца находился осколок.
Много дней провел Алексей в госпитале, но молодой организм справился. Да и как же иначе, ведь дома его ждала маленькая дочка с голубыми, как у папы, глазами. И, конечно, ждала его любимая жена Настенька. Уже потом, после госпиталя, узнал Алексей, что награжден медалями «За взятие Вены» и «За победу над Германией».
Вернулся солдат домой, и зажили они дружной семьей. После войны родились у них в семье три сына. Алексей пошел восстанавливать разрушенное сельское хозяйство, работал механизатором. За отличную работу дважды направлялся делегатом на ВДНХ. За многолетний добросовестный труд ему присвоено звание «Ветеран труда».
Вы спросите, какая связь между солдатом Дыщенко Алексеем и тем малышом, который через шестьдесят лет после войны гулял по Вене? Очень даже прямая. Зовут этого малыша Миша, Дыщенко Миша. Он правнук того солдата, который освобождал Вену и сражался за будущее своих правнуков, да и многих последующих поколений.
Малыш появился на свет уже после смерти дедушки, но, когда он подрастет, мы обязательно расскажем ему о нем. Ведь говорят, что человек жив, пока о нем помнят.
Сегодня я хочу рассказать еще об одном удивительном человеке, которому пришлось пройти через весь ужас войны, претерпеть на себе ту боль, что она несет. Рассказать о человеке, который жив до сих пор и благодаря которому я много интересного узнала о своей семье, о той страшной войне. Это история жизни Спадобаева Платона Васильевича, моего дедушки.
... Когда в конце лета тысяча девятьсот сорок третьего года жителей деревни Салабуда Кормянского района Гомельской области немецкие солдаты построили в колонну, ему не было и пяти лет, поэтому многое в его рассказе основано на воспоминаниях старших братьев Афанасия и Василия, а также матери Марии Калиновны.
Итак, момент, когда они шли колонной, дедушке запомнился хорошо: мать несла его за спиной, подвязав платком, а двое братьев шли, держась за мамину юбку. Несмышленому малышу было неудобно, хотелось идти самому, но мама почему-то не разрешала. Потом, где-то под Бобруйском, всех разделили на две колонны. К Марии Калиновне, убедившись, что рядом нет других солдат, подошел конвоир и велел быстро стать в другую колонну. Только после освобождения Мария Калиновна узнала, что этот человек спас жизни ей и ее детям. Из жителей деревни, которые остались в первой колонне, никто не вернулся домой. Вероятно, они были сожжены в крематории. Мария Калиновна до конца своих дней в благодарственных молитвах вспоминала этого солдата. Та колонна, в которой находился мой дедушка, оказалась в концентрационном лагере возле города Щетин. Как говорил дедушка, в концлагере ему и братьям удалось выжить лишь благодаря милосердию людей, которые иногда отдавали свою пищу детям.
В тысяча девятьсот сорок пятом году части Красной Армии освободили узников концлагеря. Само освобождение и дорогу домой малолетние узники практически не помнят. Возможно, они находились в крайней фазе истощения. Бабушка Мария Калиновна рассказывала, что маленький Платон уже не мог ходить, жизнь едва теплилась в нем. В одной из деревень по дороге домой Мария Калиновна остановилась на ночлег у старика, которого в деревне звали дед Марка. Посмотрев на малыша, дед не смог сдержать слезы. Потом, посоветовавшись с женой, подошел он к Марии Калиновне и сказал: «Так, молодица, ты не донесешь ребенка до дома. Поживи у нас, пусть он немного окрепнет». Потом он вышел и вернулся с кружкой парного молока для ребенка. Трудно сейчас даже представить, но в голодные военные годы эта кружка молока была, может быть, дороже золота. Больше месяца прожила бабушка в этом доме, и только благодаря старику и его семье остался жив маленький Платон.
Уже перед самой Победой мой дедушка с мамой и братьями вернулся домой. Живым вернулся с фронта его отец, но в результате ранения он стал инвалидом.
После войны в семье Спадобаевых родилось еще четверо детей. Как вспоминает дедушка, жили они, хотя и бедно, но очень дружно.
Может быть, в истории Великой Отечественной войны события одной семьи не так уж и значительны, чтобы сделать какие-то выводы, но так уж случилось, что спасенными жизнями наша семья обязана самоотверженности, безграничной доброте и щедрости души других людей. Человечество пробилось скрозь горе, войны и ненависть и нашло силы выжить. Миллионы погибли, чтобы на земле был вечный. Поэтому, когда я слышу сообщения о войнах, пусть и региональных, мое сердце кричит:
... Я не хочу, чтоб даты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари, пепелищ и от Хатынской боли Навечно! Навсегда! А не на миг!