Память сердца, не умолкай!
9 мая 2015 года... В 70-й раз над нашей Родиной прогремит Салют Победы, а в памяти людей и доныне живут страдания военных лет. Мое поколение не видело войны. Но война своей жесткой рукой коснулась каждой семьи. И сегодня мы, живущие на своей земле, политой кровью наших предков, обращаем свою память к тем, кого не можем забыть. Вдумаемся в эти цифры – и придем в ужас от содеянного фашизмом. Более 7 тысяч уроженцев Костюковичского района погибло в Великой Отечественной войне. Фашисты в районе сожгли 17 деревень. Деревни Боровая, Паньковская Буда, Затишье, Кавычицы сожжены вместе с жителями. За 26 месяцев оккупации нашего района фашисты уничтожили 155 колхозов, 100 школ, все клубы и больницы. 846 мирных жителей района были расстреляны, 916 человек угнаны на каторжные работы в Германию.
Война – страшное слово. Если бы мы захотели почтить одной минутой молчания каждого из погибших в войну советских людей, то онемели бы на 138 лет. Недаром еще Лев Толстой, великий гений русской литературы, сказал, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Я задумалась: был ли хоть один день, когда на планете не шла война? И пришла к выводу: война существовала всегда. Еще в древние времена пещерные люди воевали. Они боролись за пищу и свое место под солнцем. Если вдуматься, то люди до сих пор за это воюют. Но самое страшное: гибнут не только взрослые мужчины, но и дети, подростки, женщины, старики.
Мне 16 лет. Я мечтаю поступить в ВУЗ, стать учителем, воспитывать детей. А кто этого не хочет? Разве не хотели этого те, кому в 41-м исполнилось тоже 16?
В свои 16 они рано повзрослели: и юноши, и девушки. У войны нет пола. Ей все равно, кто выживет, кто умрет. Но следы остаются. Следы войны остались и в нашей семье, война не обошла ее стороной. Она оставила неизгладимый след в жизни моего прадедушки. Вот уже 26 лет, как нет этого чудесного человека в живых. Он умер, но память о нем живет. И будет жить.
Мой прадедушка Дударук Степан Сергеевич, 1927 года рождения, встретил войну с ужасом и страхом. С первой минуты он думал о том, что доблестная Красная Армия отгонит врага. Как и все мальчишки, хотел попасть на фронт. Но оказалось, что по возрасту не подходит для защиты Родины. Зато немцы не посмотрели, что он подросток. Они приехали в его родную деревушку Камень (теперь Октябрь) под Брестом, чтобы забрать молодых людей для хозяйственных работ в Германии. Из всех членов семьи они выбрали его, молодого, полного сил и энергии шестнадцатилетнего к тому моменту парня. Представляю себе, что чувствовал мой прадедушка, уезжая из родного края в мрачную, ненавистную, чужую страну. Долго ехали поездом. Забрали не только его: были и знакомые односельчане, и люди с других уголков Беларуси. С каждой остановкой поезда людей становилось все меньше. Степан Сергеевич думал, что людей расстреливают. Со страхом ожидал каждой остановки, прощался со всеми. И вот поезд остановился в предпоследний раз, как понял мой прадедушка из ломаного русского языка немцев. Ему приказали выходить. На ватных ногах он вышел из «теплушки», взглянул на небо, солнце, приготовился к смерти. Но оказалось, что никто никого расстреливать не собирался. Молодые люди нужны были богатым немцам, у которых было большое сельское хозяйство. Как потом оказалось, прадедушке повезло. Он оказался в небольшой деревне под Берлином. Там работал на ферме. Позже узнал, что люди, которые остались тогда в поезде, попали на фабрики и заводы в Берлине. Степан Сергеевич, выросший в деревне, успешно справлялся со своими обязанностями. Хозяин был доволен своим работником и не обижал его. Прадедушка прожил в Германии два года, скучая и тоскуя по своим родным. После освобождения вернулся домой. Его семья не знала, что с ним произошло, и уже никто не надеялся увидеть его живым. А он вернулся – уже не юношей, а мужчиной. Счастье матери не передать словами. Но время было трудное, и Степану Сергеевичу пришлось с головой окунуться в работу. Всю жизнь он проработал в своем родном селе трактористом.
Такова судьба моего прадедушки – Дударука Степана Сергеевича. Его судьба похожа на тысячи судеб других людей.
Прошли годы, и кому-то может показаться, что боль утрат уже не так остра. Но это неправда. Сейчас, накануне 70-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, я горжусь тем, что мой народ не отдал врагу свою землю, а великой ценой завоевал победу.
Я очень хочу, чтобы все люди жили в мире.