ВОСПОМИНАНИЯ
«...Родился 9 марта 1920 года в д. Долгое. В 1927 году пошел в школу. В 1931 году получил 4-х летнее образование, так как в деревне была только 4-х летняя школа. Общее среднее образование получил только после Великой Отечественной войны, в 1956 году в г. Станиславе (ныне Ивано-Франковск) на Украине.
В 1931 году семью постигла беда. «Первым арестовали отца, а через несколько дней нашу семью раскулачили и отправили в тюрьму г. Быхова Могилевской области, в которой был отец...
В тюрьме мы встретились с отцом, где пробыли несколько дней, затем нас повезли на Урал. Ехали около 10 дней. Последняя остановка на одной из станций около г. Добрянка Пермской области. Все наши знакомые попали в один населенный пункт –д. Филагино Никулинского сельсовета...
Осенью 1931 года в октябре месяце детей разрешили отправить на Родину. За нами приехал наш зять, Кузьма Семенович, муж моей сестры Агрипины. Он забрал нас к себе в Беларусь. Всю зиму я прожил с бабушкой, которая при высылке на Урал осталась дома.
Год 1933 был самым трудным для всех нас, голодом была охвачена вся Беларусь. Надо было думать, как выжить, моя старшая сестра Агрипина договорилась с хозяевами одного хутора, что бы они приняли меня пастушком пасти коров и овец, мне тогда было 13 лет.
Прошло лето 1933 года, я заработал десять пудов хлеба и десять пудов картошки. Зимой, живя у сестры, продолжал учиться в 4-м классе начальной школы в д. Юзин.
Прошло лето 1935 года. За прошедший год, бывая на воздухе, в поле каждый день я возмужал, окреп, стал здоровым парнем. Мне исполнилось 16 лет, я устроился на работу в леспромхоз на станции Милое, где работали все наши родные. Приближался 1937 год. В стране началась волна арестов. Везде и всюду искали врагов народа. По любой анонимке арестовывали и судили людей. По такой анонимке арестовали моего отца, в октябре 1937 года. Судила его «двойка» в составе судьи и прокурора. Суд был закрытым в г. Бобруйске. Мы многие годы искали отца, так как не знали, где он находится.
В октябре 1937 года, после ареста отца арестовали моего старшего брата Андрея. Его приговорили к расстрелу.
Только в 1944 году, когда Советские войска освободили Беларусь, отец прислал весточку о том, что он жив и здоров. И уже в 1946 году отец вернулся из ГУЛАГА. Отец рассказал, что все 8 лет он провел в тюрьмах Свердловской области. Мне самому довелось там бывать во время войны, как жаль, что мы не встретились.
О судьбе брата наша семья узнала только в 1991 году в начале перестройки. Брата расстреляли 14 ноября 1937 года. Решение, вынесенное в административном порядке в отношении моего отца и всей нашей семьи по поводу раскулачивания, было отменено Указом Президента СССР от 13 августа 1990 года «О восстановлении прав всех политических репрессий 20–50-х годов». Отменено было и постановление о лишении моего отца свободы.
Учитывая ту обстановку, в конце 1930-х годов мы все решили выехать на работу в другие места.
В 1939 году началась советско-финляндская война. В этой войне погиб муж моей сестры, Анатолий. Сестра осталась вдовой с тремя маленькими детьми на руках.
Мне приходилось работать на разных работах. Но с детства я любил технику, мне хотелось изучить, овладеть и управлять автомашиной. Сельское хозяйство в то время нуждалось в таких кадрах. Осенью 1939 года я обратился в Красинскую МТС и попросил принять меня на курсы трактористов. Директор предложил мне ехать учиться в г. Бобруйск в школу механизации сельского хозяйства, и я согласился. Учился отлично. Получив документы об окончании школы, нас, пять выпускников, направили в Михалевскую МТС. МТС только была создана, получила новые трактора, комбайны. Здесь мне пришлось впервые собирать комбайн по чертежам на колхозном дворе.
Во второй половине сентября 1940 года меня призвали служить в Красную Армию. Направили служить в 744-й стрелковый полк 149-й стрелковой дивизии Орловского Военного округа. Я стал пулеметчиком станкового пулемета «Максим». Полк только формировался. Я стал отличником боевой и политической подготовки. В ноябре 1941 года нас перевели в Гороховецкие военные лагеря Горьковской области. Это самый большой лагерь в средней части России. С января 1942 по февраль 1943 года продолжал учебу в Томске, в Днепропетровском Краснознаменском артиллерийском военном училище. В этом городе я стал офицером Советской Армии. После учебы вернулся опять в Гороховецкий военный лагерь в 1317-й ИПТАП (истребительно-противотанковый артиллеристский полк). На фронт полк выехал в начале апреля 1943 года. Эшелон наш разгрузился на одном из разъездов недалеко от Тулы. После разгрузки полк своим ходом совершил марш в район сосредоточения в лесу вблизи Ясной Поляны, рядом с домом-музеем Льва Николаевича Толстого. Приближались трудные годы войны. В марте 1939 года Германия захватила Чехословакию, в сентябре Польшу. Все эти события требовали от нас, воинов Красной Армии, постоянно быть в боевой готовности. В довоенное время нас убеждали, что Германия – наш друг, а наши враги – Англия и Франция. Но жизнь показала, кто есть кто. Оказалось наоборот. Германия внезапно напала на нашу Родину, а Англия и Франция оказались нашими союзниками.
22 июня 1941 года Германия начала войну против первого в мире социалистического государства. Война началась внезапно, но мы были готовы в любое время стать на защиту Родины. Война – это огромные человеческие жертвы, кровь невинных людей, разрушение.
Во время войны я был два раза ранен. После ранения, 21 августа 1943 года был направлен в эвакогоспиталь № 1733 города Кирова, лечился до 27 октября 1943 года. Выписался из госпиталя и меня направили в распоряжение Управления кадров артиллерии Уральского военного округа г. Свердловска. Снова попал в свой родной полк, в составе которого форсировал реку Неман, освобождал города: Лиду, Каунас и другие населенные пункты. Терял товарищей, было тяжело, но мы победили, потому что верили. В дальнейшем я не надеялся служить в Советской Армии, хотя мне очень хотелось быть офицером, но у меня было только начальное образование. Я ждал приказ об увольнении из рядов Вооруженных сил. Однако судьба позвала меня идти по другому пути. Я стал военным. Послевоенная служба проходила в Германии, Чехословакии, Австрии, Прикарпатском военном округе, Приволжском военном округе.
Теперь, когда я прослужил в Советской Армии около 30 лет, дослужился до подполковника, я понял, что надо верить в судьбу. Я верил, и она меня не подвела.
В январе 1947 года я первый раз после войны поехал в отпуск на Родину. Родина встретила меня, не так как я ожидал. Отец и мать болели воспалением легких. Надо было принимать срочные меры для их лечения. Моя задача была обеспечить родных продуктами. Постепенно отец и мать стали выздоравливать. Отпуск мой пошел веселее.
Как-то в начале февраля мать за обедом говорит: «Сынок, тебе уже исполнилось 27 лет, не пора ли тебе жениться». Здесь же за столом, предложила мне невесту из нашей деревни, здесь наши мнения совпали. Этой девочкой была Валя. И у меня созрело твердое желание жениться на Вале. 17 февраля 1947 года мы справили маленькую, деревенскую свадьбу. Жена мне досталась хорошая. Валентина Степановна настоящая женщина, друг. Я ее очень люблю. Она разделяла со мной все тяготы военной службы, переезжала со мной из города в город. У нас родилось двое детей, сын и дочь. В октябре 1967 года исполнилось 28 лет и семь месяцев моей службе в Советской Армии. Я решил уволиться из армии в запас. Приказом начальника ГО СССР № 13 от 8 января 1968 года я уволен из рядов Советской Армии.
Прошло два месяца, как я уволился в запас. Деньги заканчивались, надо было идти работать. Горком Компартии направил меня на должность отдела кадров базы МТС. На базе я проработал около двух лет. В декабре 1969 года мне предложили работу с повышением, заместителя директора треста столовых и ресторанов по кадрам г. Каменец-Подольска.
В январе 1991 года от большой напряженности в работе я заболел, перенес инфаркт миокарда. Врачи рекомендовали оставить работу и уходить на пенсию. Что я и сделал. Трудовая моя деятельность закончилась. Я стал пенсионером. Живу, как и все люди…».
ФОТО