ФОТО
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Родился Андрей Алексеевич Скрипченко 18 августа 1918 года в деревне Андреевна Ровенского района Сумской области в многодетной крестьянской семье седьмым, последним ребенком. В шесть лет стал помогать родителям – пас соседских овец и коров – время было голодное и холодное. Поэтому каждый ребенок в силу своей возможности работал. Потом пошел учиться в школу, но каждое лето работал в колхозе. В 1933 году успешно окончил 7 классов, и по рекомендации учителей родители отправили смышленого парня в город Зугрэс – школу фабрично-заводского обучения (на Украине вовсю уже свирепствовал голод, погибали целые деревни).
Учился Андрей на слесаря по монтажу турбинного оборудования, учился старательно и его оставили работать в городе. Он монтировал первую турбину, мощностью 50.000 кВт. Кстати, город Зугрэс существует и сегодня и название свое получил так – Зуевская гидроэлектростанция. За два года стал слесарем 6-го разряда. Как одному из лучших специалистов предложили работать в г. Мокеевка. Через год он поступает без сдачи вступительных экзаменов в филиал Сталинского индустриального горного института. В мире уже пахло войной, поэтому студенты учились и военному делу. Андрей Скрипченко получил знак «Ворошиловский стрелок», увлекался легкой атлетикой.
Шел 1939 год. На одном из районных соревнований его, победителя, пригласили в райком, где сидел представитель военного училища. Итогом беседы стало поступление Андрея Скрипченко в Ленинградское Краснознаменное артиллерийское техническое училище.
Учеба давалась легко, хотя нагрузки на курсантов были тяжелые (многие преподаватели воевали в Испании и поблажек не давали, учили тому, что необходимо на войне). К слову, это потом пригодилось, и Андрей не раз добрым словом вспоминал своих преподавателей.
12 июня 1941 года он оканчивает училище, а 15 июня уже прибывает к новому месту службы под Каунас.
448-й артиллерийский полк резерва Главного командования находился в лагерях, молодых офицеров разместили в городской гостинице. 17 июня весь день летала «рама», которая вела аэрофотосъемку. 18 июня наши контрразведчики раскрыли хорошо законспирированную шпионскую сеть, были произведены аресты: изъяли оружие, документы, десятки тысяч советских рублей, списки агентуры. В инструкциях каждому диверсанту была поставлена конкретная задача – в каком ДОСе (дом офицерского состава) и сколько семей он должен вырезать (именно вырезать). Поэтому 19-20-21 июня все семьи офицеров были вывезены на станцию, погружены в вагоны и отправлены в тыл. Ночью станцию бомбили, но эшелоны с семьями уже все были отправлены.
Началось отступление. Полк яростно огрызался: не один десяток немецких танков и бронетранспортеров был подбит артиллеристами. Но силы были неравными, заканчивались снаряды, при бомбежках выходили из строя орудия, тягачи. Так полк отступал до Новгорода.
В одном из боев сложилась критическая обстановка, немцы ударили стыла, пытаясь захватить в плен артиллеристов и уничтожить батарею. Пришлось занять круговую оборону: около трех часов сдерживали яростные атаки превосходящих в силе немцев. И победили. Андрей Скрипченко был ранен в руку, но с поля боя не ушел, продолжал сражаться с врагом. За этот бой он был награжден орденом Красной Звезды.
Закончился 1941 год. Андрея Скрипченко назначили начальником артиллерийской мастерской – он со своими подчиненными обязан был ремонтировать и ставить на «линейку готовности» разбитые пушки и тягачи.
Не забыть Андрею Алексеевичу 1943 год. Он, уже начальник вооружения 448-го артполка, капитан, действует в составе Волховского фронта, где поддерживают прорыв блокады Ленинграда. В его подчинении рота подвоза боеприпасов – все требуют «огурцы», так называли артиллерийские снаряды. Немцы методично, скрупулезно обстреливают дорогу, по которой идет подвоз боеприпасов, горят автомашины, погибают водители. А приказ надо выполнять – на каждое орудие три боекомплекта.
Приходилось и самому сопровождать колонну, частенько отражали атаки диверсантов. Однажды самолет сбросил бомбу перед впереди идущей машиной – чудовищный взрыв опрокинул и машину, в которой находился Андрей Алексеевич. Она загорелась, он был контужен.
Хотя и потеряли тогда три автомашины, боеприпасы были доставлены. На груди Андрея Скрипченко появился второй орден Красной Звезды.
Помнит ветеран, как однажды немецкие самолеты устроили карусель и два часа непрерывно бомбили позицию. А потом пошли танки. Одна из бомб, упав у самого лафета пушки, не взорвалась. Рискуя жизнью, Андрей Алексеевич с помощью бойцов ее обезвредил. Бой с немецкими танками, пытавшимися прорваться, был выигран.
Запомнился ветерану и бой в районе городов Псков и Остров, где Андрею Алексеевичу пришлось лично принимать участие в подвозе по бездорожью боеприпасов. Да и ответственности за ремонт пушек и тягачей никто с него не снимал. О тех трудных днях напоминает медаль «За боевые заслуги» и вторая контузия.
Сегодня на груди ветерана есть орден Отечественной войны, который ему вручили в 1985 году, медали Жукова и «Ветеран труда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и многие другие.
Закончилась война, но не закончилась служба – Андрей Алексеевич Скрипченко служит инструктором по военно-массовой работе, инструктором по физкультуре и спорту до ноября 1978 года и в звании майора ушел на заслуженный отдых.
Но не сидится дома ветерану – он работает председателем Осиповичского райсовета ДССО «Урожай», инструктором по противопожарной профилактике, встречается с молодежью города и района, рассказывает о героизме и мужестве нашего народа в годы войны.
И еще. На фронтах воевали два старших брата – Михаил и Иван. Первый закончил войну в звании полковника, второй – старшего лейтенанта. В Осиповичах А.А. Скрипченко живет с 1955 года. Имеет четырех внуков, пятерых правнуков, по-прежнему радуется жизни, которую он завоевал в борьбе с фашизмом.
Алейников, Г. С фронтовой закалкой / Георгий Алейников // Асіповіцкі край. – 2003. – № 35. – 8 мая. – С. 3.