ВОСПОМИНАНИЯ
80‑й стрелковый корпус наступает
Прорыв немецкой обороны на р. Сож 22–26 ноября 1943 года
После двух с половиной месяцев непрерывного наступления 3-я армия под командованием генераллейтенанта А.В. Горбатова дошла до Беларуси. 26 сентября 1943 г. ее соединения вступили на территорию Могилевской области. 1 октября 80-й стрелковый корпус вышел к Сожу южнее г.п. Пропойска. Противник успел закрепиться на заранее подготовленных рубежах, и нашим ослабшим войскам форсировать Сож сходу не удалось. Лишь 362-я дивизия захватила небольшой плацдарм (менее 4 кв. м) в излучине реки у деревни Костюковка (Михеевка), который в дальнейшем и явился исходным участком для войск нашего корпуса при прорыве вражеской обороны.
10 ноября войска Белорусского фронта начали Гомельско-Речицкую наступательную операцию, в которой 3-я армия наносила вспомогательный удар в направлении Хлебно–Быхов с целью отвлечь на себя часть сил противника.
80-й ск, находясь в первом эшелоне 3-й армии, занимал полосу от Дубно до Загорье протяжением в 40 километров. В середине ноября корпус получил приказ прорвать оборону врага и выйти к Днепру в направлении Ново-Быхова. В состав корпуса входили: 17-я, 283-я, 362-я стрелковые и 121-я гвардейская стрелковая дивизии, а также 295-й армейский пушечный и 584-й истребительно-противотанковый артиллерийские полки. Танковых частей и авиации на наше направление не выделялось.
Замысел командира 80-го ск генерал-майора И.Л. Рагули строился на внезапном, сильном ударе войск с узкого четырех-километрового участка фронта на плацдарме у Костюковки в направлении Хлебно–НовоБыхов. 283-я и 17-я дивизии должны были нанести главный удар в направлении Салабута и Черняковки; а две фланговые дивизии (362-я и 121-я) – расширить прорыв к северу в направлении Пропойска и к югу на Литвиновичи.
Особенностью подготовки наступления было сосредоточение на небольшом плацдарме значительных сил: семи стрелковых полков с артиллерией и минометами от всех четырех дивизий. Участки прорыва дивизий, наступавших в центре плацдарма, не превышали 1,3 км, а на флангах – 0,5–0,7 км. Соединениям корпуса здесь противостояли две немецкие пехотные дивизии. Внезапность атаки – важнейшее условие успеха наступления, поэтому штаб принял меры для строжайшей скрытности подготовки. Организовали комендантскую службу, в светлое время ограничили передвижение личного состава, запретили переговоры по техническим средствам связи. Войска продолжали инженерные работы на переднем крае – это подкрепляло у противника уверенность в наших оборонительных намерениях.
В ночь на 22 ноября на КП генерала И.Л. Рагули шли последние приготовления. Все было продумано и проверено на местах. Однако рассвет ожидался с большим волнением. Не обнаружил ли враг наших действий, не подготовил ли контрмеры? К утру саперы проделали проходы в минных полях. Под проволочные заграждения противника они подвели удлиненные заряды, взрыв которых должен был служить одновременно и сигналом начала артиллерийской подготовки. Наступал рассвет, все было тихо. Поле показалось совсем безжизненным.
Атака вражеских позиций началась в 9.00 22 ноября. Ее внезапность удалась нам полностью. К исходу дня войска корпуса прорвали оборону врага на глубину до 16 км и перерезали важную магистраль – шоссе Пропойск–Довск. Вечером на западный берег Сожа командарм генерал А.В. Горбатов переправил второй эшелон армии – 41-й ск для развития наступления на Довск. Полоса наступления 80-го ск расширилась и достигла 25 км. Противник потерял около 1000 человек убитыми и ранеными. Значительное количество солдат было взято в плен. Территория, занятая войсками корпуса в первый день наступления, обеспечивала возможность наращивания усилий. Задачи дивизиям на второй день боевых действий определялись письменным приказом, который заканчивался призывом: «Вперед, на Днепр!»
23 ноября соединения корпуса, отразив 6 контратак пехоты врага с танками и самоходными орудиями, продвинулись еще на 12 км. До Днепра – нашей главной цели – оставалось лишь 18 км! Но одно обстоятельство вызывало тревогу: между 362-й и 283-й дивизиями получился разрыв более чем в 16 км. Дополнительных сил мы не имели и, чтобы хоть частично закрыть эти «ворота», в район деревни Ржовка выслали батальон и усилили разведку.
На следующий день войска корпуса продолжали теснить части 110-й и 267-й пехотных дивизий врага. 362-я дивизия освободила к 12 часам Пропойск и успешно продвигалась вперед. 283-я дивизия к 18 часам силами 858-го стрелкового полка перерезала вторую важную магистраль – шоссе Могилев–Гомель.
В итоге напряженных боев, к концу третьего дня наступления, наши войска продвинулись на глубину 45 км, вышли к Днепру севернее Ново-Быхова и расчленили Могилевско-Гомельскую группировку гитлеровцев. Протяженность фронта наступления корпуса увеличилась до 65 км. Наши боевые возможности резко сократились. Разрыв между 283-й и 362-й дивизиями увеличился еще больше. Беспокойство за открытый правый фланг, естественно, возрастало…
На следующий день корпус овладел рубежом Поляниновичи – Селец – Холопеев – Обидовичи – Веть. Особенно напряженные бои велись в окрестностях Сельца-Холопеева. На одном из участков гитлеровцам удалось прорваться к огневым позициям минометной роты старшего лейтенанта П.Д. Винниченко. Когда закончились мины, командир роты повел минометчиков в рукопашную схватку. Бойцы отстояли позиции и отбили врага. Петр Дмитриевич Винниченко был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
25 ноября мы услышали гул артиллерийской подготовки севернее Пропойска. Это перешла в наступление 50-я армия. Ее продвижение облегчило положение на нашем правом фланге.
Немецкое командование, обеспокоенное выходом советских дивизий к Днепру, открыло ураганный огонь по деревне Селец – Холопеев. 858-й полк вынужден был оставить деревню. В контратаку перешла вражеская пехота с танками и начала теснить 283-ю дивизию. Создалась та острая ситуация, которую мы ожидали трое суток, но не между Сожем и Днепром, как предполагали, а непосредственно на восточном берегу Днепра, где разобщенные группировки врага находились всего в 12 км друг от друга. Стало ясно, что гитлеровцы стремятся соединиться, вернуть потерянную магистраль Могилев–Гомель и вновь образовать сплошной фронт на восточном берегу Днепра. Численно ослабленные полки 283-й дивизии, растянутые на 15-километровом фронте, все же смогли остановить врага.
В результате пятидневных боев 80-й стрелковый корпус лишил гитлеровцев важных коммуникаций – шоссе Пропойск–Довск и Могилев–Гомель. 3я армия расчленила силы противника между Сожем и Днепром, создала угрозу удара на Могилев с юга, нависла над гомельской группировкой с севера. Последнее вынудило немецкое командование снять часть сил из района Гомеля и бросить их против 3-й армии в район Довска. Именно на это и рассчитывало командование Белорусского фронта. 26 ноября войска его главной группировки овладели Гомелем. Таким образом, войска 3-й армии, действовавшей на вспомогательном направлении, сыграли существенную роль в решении главной задачи фронта. Ставка высоко оценила действия соединений 80-го стрелкового полка: 283-я Краснознаменная и 121-я гвардейская стрелковые дивизии, 295-й гвардейский пушечный и 584-й истребительно-противотанковый артиллерийские полки получили почетные наименования «Гомельские».
Прорыв обороны врага силами 80-го ск в районе Костюковки, выход его дивизий 24 ноября на рубеж Пропойск – Селец-Холопеев и к Днепру в районе Ново Быхова положили начало изгнанию врага из междуречья и образованию южного фаса могилевского выступа. Разгромив врага в районе Довска, войска 3й армии в начале декабря вышли к Днепру южнее д. Веть. Это позволило осуществить наступление через Днепр еще зимой.
Гитлеровские войска понесли большие потери в живой силе. Войска корпуса уничтожили и захватили: орудий разных калибров – 96, реактивных метательных аппаратов – 59, пулеметов – 242, более тысячи винтовок, 62 радиостанции. Подбили и уничтожили 39 танков и самоходных орудий, 116 автомашин. Освободили свыше 70 населенных пунктов.
Прорыв немецкой обороны на р. Днепр 21–28 февраля 1944 г.
В феврале 1944 года командующий 3-й армией генерал-лейтенант А.В. Горбатов принял решение о наступлении через Днепр по льду западнее Довска, с целью захвата плацдарма между реками Днепр и Друть.
80-й стрелковый корпус в составе 283-й Гомельской Краснознаменной, 5-й Орловской и 186-й стрелковых дивизий начал перегруппировку к югу. В середине месяца началась подготовка к прорыву немецкофашистской обороны на западном берегу Днепра, на участке Залазье, иск. Кастени, в направлении Днепровск, Тощица.
В ночь 21 февраля войска заняли исходное положение для атаки частей 31-й немецкой пехотной дивизии, занимавшей оборону на высоком крутом правом берегу Днепра. В 8.00 21 февраля после короткой артиллерийской подготовки началась дружная стремительная атака. В первый день наступления войска корпуса вклинились в оборону врага на глубину до 5 км. 283-я дивизия завязала ожесточенный бой за Нижнюю Тощицу, а лыжный батальон 5-й дивизии, совершив смелый рейд в тыл врага, к 3 часам ночи 22 февраля по лесу проник в район станции Тощица. Через сутки к 3 часам ночи 23 февраля части 5-й дивизии овладели станцией полностью. 24 февраля части 283-й сд выбили фашистов из Ново-Быхова и заняли Верхнюю Тощицу. 5-я орловская захватила Дедово и продвигалась к Хомичам. Наращивая усилия, в направлении Липа, Красный Берег командир корпуса генерал И.Л. Рагуля ввел в бой второй эшелон – 186-ю сд генерал-майора Г.В. Ревуненкова. Обходом с востока и с запада к часу ночи 25 февраля части 186-й дивизии во взаимодействии с 860-м сп 283-й сд овладели селом Красный Берег. Бои на этом направлении были тяжелыми.
Гитлеровцы не могли допустить угрозы дальнейшего продвижения наших войск к Могилеву с юга. Они подбрасывали сюда свежие силы пехоты, танки, артиллерию и яростно контратаковали. Активно действовала их бомбардировочная авиация.
К концу февраля войска корпуса подошли к рубежу иск. Комаричи, Гута Романовская, Хомичи, где и завершили образование южного фаса могилевского выступа, начало которому было положено 24 ноября 1943 года прорывом на восток к Днепру в районе Селец-Холопеев.
Соотношение сил на фронте наступления резко изменилось, и дальнейшее наступление наших войск стало невозможным. Бои начали стихать, обе стороны зарывались в землю.
Выходом войск 3-й армии к реке Друть враг был отброшен от Сожа на 65 км. Оперативный плацдарм (до 60 км по фронту и до 25 км в глубину), занятый войсками армии в междуречье Днепра и Друти южнее Быхова, создал очень выгодные условия для последующего наступления наших войск с выходом в глубокий тыл могилевской группировке врага с юга. Это и было осуществлено с большим успехом в операции «Багратион» в июне 1944 года.
Прорыв немецкой обороны на р. Друть 24–28 июня 1944 года
24 июня началась наступательная операция войск 1-го Белорусского фронта.
В плане операции 3-й армии на 80-й стрелковый корпус (5-я Орловская, 186-я и 283-я сд) возлагалась вспомогательная задача – обеспечение успешного наступления главной группировки войск армии с плацдарма у Большой Коноплицы на запад, защита ее от ударов противника с севера. Корпусу было приказано: обороняясь силами одной дивизии на фронте разъезд № 15, Хомичи (протяжением 15 км), двумя дивизиями прорвать оборону частей 57-й немецкой пехотной дивизии на западном берегу Друти на участке Хомичи, Ректа в направлении Липки, Немки. К исходу второго дня наступления войска корпуса должны были выйти к речке Черебомирка, а к исходу седьмого дня овладеть рубежом Чигиринка, шоссе Могилев–Бобруйск западнее Перуново. К этому времени армия планировала выход своих главных сил на Березину. Корпус наступал на самостоятельном участке севернее участка прорыва главных сил армии, в удалении от него до 8 км.
В теплую тихую ночь на 24 июня войска корпуса заняли исходное положение. В 3 часа 40 минут утра после двадцатиминутной артподготовки 858-й стрелковый полк 283-й стрелковой дивизии полковника В.А. Коновалова начал штурм сильного узла обороны Хомичи. 5-я Орловская дивизия полковника П.Т. Михалицина и 186-я стрелковая дивизия генерал-майора Г.В. Ревуненкова преодолели глубокие траншеи врага и устремились в направлении Литобичи, Липки. В течение дня на западном берегу Друти части захватили 19 орудий 105 мм, 37 пленных, подбили три танка, а в районе Липки окружили и затем уничтожили до батальона гитлеровцев. К вечеру дивизии вышли к речке Черебомирка и двумя полками захватили плацдарм на ее северном берегу. Оборона противника на стыке 4-й и 9-й немецких армий была прорвана на глубину 12 км.
858-й полк захватил Хомичи, обеспечил возможность наступления главных сил корпуса, что и являлось его главной задачей. Дальше продвинуться он не смог, так как его сил для этого было мало.
Противник в ночь на 25 июня подвел свои резервы – части 267-й пехотной дивизии с танками – и потеснил выдвинувшиеся вперед полки на южный берег Черебомирки. Два дня – 25 и 26 июня – части 5-й и 186-й дивизий отбивали сильные контратаки частей 57-й, 267-й и 707-й вражеских дивизий. Главные силы 3-й армии к этому времени уже подходили к Бобруйску. Таким образом, главная задача корпуса – обеспечение наступления основных сил армии и защита их от ударов врага с севера, была выполнена.
27 июня на западном берегу Друти дивизии вновь перешли в наступление. 28 числа 5-я Орловская дивизия, развернувшись фронтом на восток, вела бой на переправах у дд. Шмаки и Чигиринка. 186-я сд захватила переправы на Друти у Чечевич и на шоссе севернее. Все пути отхода гитлеровцев на запад из района Быхова были отрезаны. Враг из междуречья стал бежать к северу. В районе Чечевич обходным маневром 238-го стрелкового полка 186-й стрелковой дивизии был атакован и разгромлен отходивший 157-й артиллерийский полк 57-й пехотной дивизии противника. Гитлеровцы бросили на дорогах и на огневых позициях более 35 орудий разных калибров, тягачи и другое имущество. Наши части захватили там 220 артиллерийских лошадей.
80-й стрелковый корпус, оставив часть сил в районе Чечевич, основными силами с утра 29 июня устремился на запад в направлении Кличев – Свислочь на более глубокие пути отхода гитлеровцев и 2 июля был уже в районе Червень – 100 км северо-западнее Чечевич.
Белорусская операция развивалась в высоком темпе. Советские войска решительно громили врага и гнали его на запад. Вместе со всеми наступал и 80-й стрелковый корпус под командованием генералмайора Ивана Леонтьевича Рагуля.
г. Москва, 1973 г.
ФОТО
Кувшинников Владимир Александрович, начальник штаба 80-го стрелкового корпуса, участник освобождения Могилевской области
Слева направо: командир 362-й сд генерал-майор В. Долматов, командир 80-го ск генерал-майор И. Рагуля, начальник отдела кадров 3-й Армии полковник Корниленко, начальник штаба 80-го ск генерал-майор В. Кувшинников. Ноябрь 1943 г.