СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
«Родился я 20 ноября 1923 года в деревне Буды Горецкого района. Был в семье самый старший. Отец умер рано, в 1936 году, и все бремя заботы о детях легло на плечи матери-крестьянки. Я понимал это и старался ей во всем помогать. Окончил Котелевскую семилетку, затем восьмой класс в Горках. А тут объявили оргнабор в строительные ФЗО в Ленинград, Минск и Могилев. По выбору. Я с друзьями изъявил желание поехать в Ленинградское ФЗО. Полгода отучился там, и в мае 1941-го отправили меня в стройбригаду плотником на Кировский машиностроительный завод. А в июне уже война. Стали мы рубить дзоты и вывозить срубы за город. Закапывали, ставили в них пушки.
Вскоре стали формироваться добровольческие дивизии. Со своим односельчанином записались и мы. Прошел краткосрочные курсы по подготовке артиллеристов. Был приставлен на батарею ездовым. В одном из боев меня ранило в руку, повредило кость. После госпиталя попал в 3-й артиллерийский полк РГК (резерв главного командования). Бои шли тяжелые и изнурительные. Немцы бросили большие силы, чтобы сокрушить оборону Ленинграда, но город стоял насмерть. А мы экономили снаряды.
В сентябре сомкнулось кольцо блокады. Не хватало боеприпасов, продовольствия. На день я получал по 300 граммов хлеба и 100 граммов сухарей. К этому еще прилагался черпак супа и чарка (стакан) каши из перловки или овсянки.
Немцы сильно бомбили город. За годы блокады мирного народу полегло от ран, болезней и с голоду несчетное количество, но он стоял и не дрогнул перед вражьими бастионами.
Главнокомандующий Г. К. Жуков приказал ставить пушки из кораблей на железнодорожные платформы и палить из них по Вороньей горе, где стояли эти самые осадные пушки фрицев. Задали им такого жару, что умолкли навсегда. Смешали их вместе с землей под этой горкой.
Я уже был радистом, обеспечивал связь между командирами дивизиона и полка. Телефонную. А это значит, «колотушку» на плечо и – вперед. Невзирая на пули и снаряды. Это потом уже появится радиосвязь, а эту надо было восстанавливать постоянно под пулями и взрывами снарядов. Связной всегда на передовой. А это значит, на мушке. Вот и получил ранение в правую ногу, аккурат перед самым Новым годом – 31 декабря 1943 года, когда обеспечивал телефонную связь командиров. Отлежался в Ленинградском госпитале, а в марте – в маршевую роту. Благо, к этому времени уже сняли блокаду, открылась дорога жизни. И не только по Ладоге. Стала гуманитарная помощь поступать от союзников – США, Англии, Канады. У солдат паек «вырос» до 800 граммов хлеба на человека, появилась тушенка. Бросили нас с передовой на Пулковские высоты, и там надо было мне связь обеспечивать. Затем уже после снятия блокады отправили в 86-ю дивизию поездом до г. Луга (Ленинградская область). Был я в качестве радиста, работал на радиостанциях РЛ-6, РЛ-7 коротковолновых. Эти уже даже Москву брали. Прошел я с ними в звании сержанта с боями под Псковом, освобождал Прибалтику. Затем перебросили под Кобрин в Белоруссию, где пополнили состав и передислоцировали на Восточную Пруссию. Здесь, под Кенигсбергом, шли тяжелые бои. Много там полегло товарищей. После этого открылась дорога на Берлин, но нас опять бросают к Балтийскому морю: штурмом овладеть островом Воллин, где стоял немецкий гарнизон. Взяли мы этот остров, как немцы не сопротивлялись. А вскоре услышал по радиостанции о полной капитуляции Германии.
Дивизия стояла еще 7 месяцев и лишь 2 января 1946 года была передислоцирована в Харьков. Демобилизовался я в мае 1947 года. Возвращение на Ленинград отложил на «потом». Потянуло домой, в родную деревню Буды. Приехал временно, отведать мать и родню, а остался – на всю жизнь. Здесь нужны были мужские руки.
Работал в полеводстве, затем бригадиром, два года в сельсовете секретарем. Потом опять вернулся в колхоз в строительную бригаду. Плотничал, затем мастерскую сторожил, два года отработал на заправке. И в 1983 году ушел на заслуженный отдых.
Награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга».
Детликович, П. «Вызываю огонь на себя!»: 800 дней защищал блокадный Ленинград 17-летний паренек из горецкой деревни Буды Миша Коновалов / П. Детликович // Ленінскі шлях. – 2004. – 10 красавіка.