ВОСПОМИНАНИЯ
«... Будучи курсантом Киевского военного училища связи имени М. И. Калинина, мне пришлось здесь встретить начало войны. Находились мы тогда в лагерях не далеко от Киева в Броварах. В этот же день нас с лагеря и направили в Киев с задачей охраны города. Несколько дней мы несли нелегкую службу. Надо было охранять заводы, вести борьбу с диверсантами, паникерами. Все регулярные части выехали на передний край. Где-то дней через десять с курсантских рот были сформированы батальоны и отправлены на передний край с задачей оборудования запасных командных пунктов соединения Красной Армии, которые с боями отступали на восток. Мы строили фортификационные сооружения недалеко от Житомира, за который уже шли бои. Нам нужно было вступать в бой, и командиры готовили нас стать на защиту г. Житомира, но училище эвакуировали в г. Красноярск. В декабре, в разгар битвы под Москвой, нас, молодых командиров, направили в воинские части. Мне, как и многим другим, выпала честь попасть на Волховский фронт, который действовал под Ленинградом с задачей прорвать блокаду г. Ленинграда. Началась боевая жизнь. Находился я в составе 15-го отдельного аэросанного батальона. Это было подвижное воинское подразделение, которому ставились очень опасные задания – патрулирование, ведение разведки боем. Не раз приходилось на льду Ладожского озера вступать в жаркие схватки с финскими аэросанями в зимнюю пору 1941–1943 годов. Мы доставляли Ленинградскому фронту боеприпасы и продукты, защищали «Дорогу жизни», которая была проложена по льду Ладоги. Летом 1942 года я был принят в ряды Коммунистической партии Советского Союза.
В 1943–1945 годах до конца войны участвовал в боях в составе Карельского фронта, который действовал в Карелии. Нашему разведывательному батальону не однажды приходилось вести бои с финнами и немцами. Как и всегда противник, отступая, использовал естественные преграды. Особенно были страшны так называемые «кукушки» и «смертники». Забравшись на высоту пушистых карельских елок, окопавшись в хорошо замаскированной скале, они огнем пулеметов, снайперских винтовок на первых порах «косили» наших солдат и офицеров. Надо было выработать противоядие. Оно скоро нашлось. Огнем артиллерии прочесывали верхушки деревьев, обходили «смертников» на территории. Я и мои товарищи из части были награждены орденами и медалями.
Под ударами советских войск в 1943 году Финляндия вышла из войны. В январе 1944 года блокада Ленинграда была прорвана и в составе Свирской Краснознаменной дивизии, наша часть была переброшена на Север, за город Мурманск. Здесь был осуществлен мощный удар, в результате которого Заполярье и северная часть Норвегии были очищены от немецко-фашистских войск.
Суровые климатические условия Заполярья, скалистая местность, военная обстановка требовали от каждого из бойцов высокого морального духа, выносливости и преданности Родине. Немцы рассчитывали оказать упорное сопротивление здесь. Но воодушевленные победами, обладая высокой дисциплиной, хорошими навыками наши воины успешно преодолевали трудности. В результате упорных боев Мурманская область, северная часть Норвегии, г. Никель были освобождены. Немцы вынуждены были на кораблях плыть восвояси. В Норвегии мы освободили 75 тысяч советских людей, угнанных в фашистскую неволю».