ФОТО
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Беседую с удивительным по своей простоте, скромности и доброте человеком, участником Великой Отечественной войны, бывшим командиром разведывательной группы отдельного специального партизанского отряда имени Кирова № 309, доцентом Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, кандидатом филологических наук, отличником народного просвещения СССР и Республики Беларусь Александром Михайловичем Наливайко.
Рассматриваю с интересом семейный альбом, фотографии и документы военных лет, прочитываю личные записи воспоминаний Александра Михайловича «О времени и о себе» и убеждаюсь, что его детство выпало на очень трудное время (родился 20 октября 1922 года в деревне Вязычин) послереволюционной поры, когда везде и во всем остро ощущались недостатки. В семье было четверо детей. Чтобы прокормить и одеть их, отец Михаил Лазаревич каждую зиму вывозил из леса строительный материал, рудничную стойку для шахтеров Донбасса, сплавлял весной и летом лес в Бобруйск.
Пошел Саша в школу рано – в неполных шесть лет. Приняли в первый класс, так как умел уже хорошо писать и читать. В 1932 году пошел в 5 класс Свислочской НСШ. Но тяжело заболел. Диагноз: порок сердца. Выдали справку об освобождении от учебы на 1 год. Другой причиной болезни можно считать тяжелые экономические условия в семье: в этом году был репрессирован отец, осужден на три года и сослан. Вернулся из Заполярья в Беларусь совсем истощенный и тяжело больной.
После школы поступил Александр в Бобруйский педрабфак. Забегая вперед, отмечу: хорошее знание Бобруйска очень пригодилось партизану-разведчику в годы войны при выполнении ответственных заданий в агентурных связях с местными подпольщиками.
После освобождения Западной Белоруссии в сентябре 1939 года возникла острая проблема недостатка педагогических кадров. И в августе 1940 года Александр был направлен преподавателем русского языка и литературы в Белостокскую область, где и работал до июня 1941 года.
Буквально за 3-4 дня до начала войны он получил свой первый отпуск. Приехал к родителям, в Вязычин, где и застала немецкая оккупация.
Сверстники-односельчане М. Бурак, И. Самсоник, М. Карпенко, А.Наливайко, Н.Забавский, братья Алиновские и другие часто собирались в доме передового по своим взглядам крестьянина Максима Петровича Дергача, у которого был свой радиоприемник. Ребята смастерили на чердаке дома антенну и долгое время принимали сообщения Совинформбюро с Москвы, переписывали и передавали их надежным людям, а также держали непосредственную связь и выполняли отдельные поручения партизан по разведке вражеских гарнизонов в населенных пунктах Елизово, Чучье, Косье, Вязье.
У всех было немало оружия, собранного в лесах и лугах, где проходили боевые схватки с гитлеровцами при отступлении Красной Армии. Часть его ребята передали партизанам, а часть оставили для себя, чтобы вступить в партизаны с автоматами, винтовками и гранатами.
Вскорости все вступили в отдельный специальный отряд № 309, где командиром был Михаил Петрович Самсоник, начальник штаба – Михаил Иванозич Кревчик, комиссаром – Сергей Петрович Багров.
На всю жизнь Александру Михайловичу из пережитого запомнилось очень многое. Особенно первая фашистская блокада партизанской зоны в урочище «Рассоха» 7-13 января 1943 года.
Накануне Нового года на железнодорожном перегоне Осиповичи-Пуховичи партизаны 309-го отряда совместно с «тихомировцами» на участке 1-й км установили 22 ручных пулемета, подложили под рельсы две мины и стали ожидать вражеский эшелон. Он вскоре появился – с пассажирскими вагонами. Отступать было поздно. Взорвались мины, «заговорили» пулеметы, а затем – автоматы и гранаты...
Такую «вольность» немецкое командование простить партизанам не могло. И оно спланировало довольно точный и хитрый план блокады партизанской зоны урочища «Рассоха». Незаметно пополнили ближайшие фашистско-полицейские гарнизоны в Руденске, Пуховичах, Осиповичах, Березино, Червене, Хуторе, Свислочи, Елизово, Липене, Вязье и других населенных пунктах. Утром 7 января 1943 года каратели захватили деревню Каменичи, где были партизанская застава и мельница.
Как только стало известно о нападении фашистов и полицейских, все партизанские отряды и соединения ринулись в бой, ослабив внимание на флангах. Так закончился зимний день, а вечером партизаны поняли, что все дороги из леса блокированы карателями. Партизаны оказались в тяжелейшем положении. Было решено прорываться в различных направлениях. Партизанский отряд М.П.Самсоника присоединился к колонне партизанской бригады Н.Ф.Короля.
По лесным просекам и тропинкам колонна растянулась на несколько километров. Внезапно по “хвосту” колонны ударили фашистские минометы и пулеметы. Почти все лошади были перебиты. А на санях находились запасы продовольствия и малые дети. Открывать огонь было невозможно. Пришлось отступить.
Почти неделю голодные, выбившиеся из сил, до нитки мокрые от снега и пота, партизаны отбивались от фашистов. Перешли Березину, оказались в Кличевском районе, в Усакинских лесах. Все были утомлены настолько, что преодолевали в течение часа 1-1,5 километра. Некоторые засыпали на ходу и падали в снег.
Когда недели через полторы возвратились в урочище “Рассоха”, увидели жуткую картину. Многие деревни были разграблены и сожжены вместе с жителями (Маковье, Трактор, Бозок, Брицаловичи), расстреляны целые партизанские семьи и те, кого поймали в лесу.
В деревне Бозок фашисты и полицаи расстреляли родную тетю Марии Антоновны Бурак (Черепко) Надежду Антоновну Крискович, зверски убив двоих детей, бросили их в огонь. Схватили и расстреляли мать командира М.П. Самсоника Анастасию Федоровну, шестнадцатилетнюю сестру Галину и двенадцатилетнего брата Николая, жену и пятерых детей брата Петра Петровича. Елизавета Владимировна Самсоник, жена командира отряда, разведчица-связная, также испытала на себе все жестокости и ужасы пыток в фашистских застенках. Но чудом вырвалась из немецкого плена. Много родственников партизан погибло в сожженных деревнях Осиповичского района.
Едва не погибла и вся семья начальника штаба партизанского отряда М.М. Кревчика. Разведгруппа «тихомировцев» во главе с В.С. Четверяковым отбила у фашистских карателей жену и пятерых детей.
В начале 1944 года командование Западного фронта направило разведывательную группу во главе с Александром Михайловичем в Литву с целью налаживания агентурной разведки. Подобрали надежных молодых, физически выносливых 15 партизан. В состав группы вошла и одна женщина, радистка-разведчица. Вскоре из брянских лесов был заброшен опытный радист-разведчик М.И.Желубенцев.
Небезопасный путь пешком проходил через Червенский Пуховичский. Узденский, Дзержинский, Ошмянский районы Белоруссии и Шальчининкайский район Литвы. Более 400 километров по бездорожью, в обход вражеских гарнизонов.
В короткие сроки группе удалось наладить агентурную разведку среди местного населения, завербовать завгара аэродрома на южной окраине Вильнюса. Когда началась операция «Багратион», партизаны разведгруппы регулярно сообщали разведуправлению 2-го Белорусского фронта о скоплении и движении воинских фашистских частей по шоссейной магистрали Вильнюс – Лида, их количестве, типы фашистских самолетов и маршруты их боевых вылетов, что значительно сокращало прилет наших истребителей-штурмовиков в указанный район.
За успешное выполнение боевой задачи вся разведгруппа была отмечена командованием 2-го Белорусского фронта, награждена орденами и медалями. Орденом Отечественной войны 2-й степени был награжден и Александр Михайлович. Впоследствии он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и многими медалями.
Партизанами были отец Михаил Лазаревич, сестра Зинаида и брат Аркадий. После освобождения Белоруссии от фашистов Аркадий и Александр воевали в рядах Красной Армии. Аркадий героически погиб под Варшавой. Александр после учебы в Орловском военном танковом училище в ноябре 1945 года демобилизовался из Вооруженных Сил.
После войны Александр Михайлович с отличием закончил Могилевский госпединститут и аспирантуру в г. Минске, защитил кандидатскую диссертацию, получил звание доцента и около 50 лет проработал в Минском госпедуниверситете имени Максима Танка.
Кревчик, М. Жизнь, достойная уважения / Михаил Кревчик // Асіповіцкі край. – 2002. – № 3. – 12 студзеня. – С. 2.