ВОСПОМИНАНИЯ
«Родилась я в 1929 году. Как объявили войну, я не помню. Приехали с отцом из города, что-то там продавали. Привезли с собою воз хлеба. А на следующий день и началась война. Моя мать умерла рано, было мне всего семь лет. Я осталась с мачехой, а всех нас было пятеро. За время войны умерло трое, от болезней. Про войну ничего хорошего не могу вспомнить, только плохое. Немцы собирали молодых девчат чистить дороги от снега.
Однажды нас четверых немцы закрыли в бане. Ночь мы там переночевали, а на утро нас повезли на работы в лес, в деревню Стайки.
Копали траншеи, возили лес. Немцы нас забирали из дома. Возьмем из дома кусочек хлеба, только его и едим. Могли по неделе домой не приезжать. Так голодные и работали.
Возле нашего дома в деревне разместилась немецкая санчасть. Там было лекарство, вроде наших аптек. Я ходила в этот дом кормить скотину и убирала в доме. У них был немец, который мог разговаривать по-русски. Дети страшно болели. Я попросила у него лекарства от чесотки, он дал двухсотграммовую бутылочку лекарства. Помогло.
Когда шел немецкий карательный отряд, забирали все стадо деревенских коров. Так мы остались без коровки, которая кормила всю нашу семью.
Отец наш убежал из плена, прятался дома. Партизаны забрали у нас коня, а немцы съели и молодую кобылку. Так мы остались без живности.
Когда немцы отступали, снаряд попал в наш дом и на крыше разорвался. Чудом все уцелели. Дом отстраивали, лес таскали на своих руках.
Прошел слух, что, отступая, немцы забирают всю молодежь. Мы прятались в жите, сидели всю ночь. А наутро забрали отца дослуживать. С тех пор я его и не видела. Он погиб от тяжелых ран.
В нашей деревне было немецкое кладбище. Теперь на этом месте люди выращивают хлеб.
После войны начали отстраивать колхоз. Мужчин было мало, в основном женщины. Я была бригадиром. За семенами ходили в город на железнодорожную станцию. Привозили семена льна, жита. Сеяли вручную. Вот так, потихоньку, восстанавливалось наше сельское хозяйство».