Людские судьбы
У всех нас есть семейные альбомы. Правда, теперь, все больше электронные. Хотя хранятся памятные снимки и в простых, обычных. Листая их, мы видим фотографии, с которых смотрят на нас лица, суровые и улыбающиеся. В их глазах надежда, что их жизнь, их страдания, их подвиги, не были напрасными.
Каждый раз, листая наш семейный альбом, я бережно беру в руки два пожелтевших снимка. Вернее, один из них – это почтовая открытка. Красивым почерком выведена дата: «23.09.1945». И подпись: «Когда будешь большой, посмотри, прочти и вспомни, что еще в детстве кто-то о тебе заботился и любил. Боря». Второе фото датировано 1 апреля 1948 года. На нем мужчина с проницательными глазами и добрым лицом. Из поколения в поколение мы передаем воспоминания об этом человеке, ставшим для нас родным и близким...
Семья прадеда Евсея Давыдовича Сыромолота проживала в д. Малиновое Кличевского района. В семье было 14 детей. Самая младшая, Соня, родилась в конце июня 1941 года.
Много горя выпало на долю белорусского народа в суровые годы войны!
Семеро старших детей деда Евсея, так звали его в деревне, умерли от болезней, а младшим в годы оккупации помогали выжить партизаны. Чем мог, помогал и дед Евсей защитникам: упряжь для лошади поправить, сапоги починить. Хозяйских хлопот было много. Его жена, Тэкля Малаховна, стирала, готовила еду, делилась последним куском хлеба с партизанами. Командир взвода Борис Жуков с особой заботой относился к маленькой Сонечке, которая росла болезненной: гостинец принесет, с лекарствами поможет.
Партизанил Борис в 128-ом отряде под командованием В. П. Свистунова. Родом он был из Бобруйска, до войны работал учителем.
Прошли три суровых года войны. Подросли дети деда Евсея, выходили и младшую Соню. Как родной стала семья Евсея Давыдовича для Бориса Жукова за эти годы...
Весной 1943 года 128-ой Краснопартизанский отряд, в котором воевал Борис, ушел воевать в северные районы.
Закончилась война...
В сентябре 1945 года Борис Жуков вернулся с фронта в родной Бобруйск. Оттуда и прислал он открытку пятилетней Соне.
После этого не раз приезжал Борис вместе со своей матерью в деревню к деду Евсею. Так и не смог забыть Борис те годы страшного лихолетья.
Очень жаль, что со временем связь с семьей Бориса оборвалась. Внуки, правнуки и праправнуки Евсея Давыдовича продолжают чтить память о командире взвода Борисе Жукове.
Смотрю на пожелтевшую фотографию. Строгий взгляд солдата – победителя заставляет вновь и вновь возвращаться к тем военным годам...
…А на дворе цветет садами весна. Семидесятая весна после войны.