Война в судьбе моей семьи
Осенью 1943 года советские воины принесли освобождение жителям нашего района. Великий и радостный праздник пришел в их дома.
Многие костюковчане влились в ряды Советской Армии, чтобы с оружием в руках сражаться с врагом. Среди них был и мой дедушка Василий Григорьевич Емельянцев. Он стал бойцом особого лыжного батальона, безжалостно громил врага, освобождал многие белорусские города и деревни.
Постепенно приобретал боевой опыт. Особенно запомнились ему жестокие стычки с фашистами на Бобруйщине. Тогда сержант Емельянцев был командиром отделения первого батальона, который вошел в состав 269 стрелковой дивизии. Ее бойцы внесли важный вклад в дело окружения и разгрома гитлеровцев. Создался так называемый Бобруйский котел. В него попало много немецких солдат и офицеров. Враг искал выход на запад. Он отчаянно сопротивлялся.
Дедушка рассказывал, что перед нашими воинами была поставлена задача: любой ценой отрезать фашистам путь к отступлению. Гитлеровцы много надежд возлагали на мост через Березину. Они хотели переправиться по нему на другой берег. Танки Т-34 с десантом пехотинцев двинулись навстречу врагу. В десанте находился сержант Емельянцев вместе со своим отделением. Тридцатьчетверки открыли огонь по вражеским позициям. А потом в атаку бросились пехотинцы, которые отбросили гитлеровских вояк далеко от переправы.
Но враг не думал сдаваться. Атака за атакой накатывались на мост. Наши воины успешно их отбивали. Особенно выделилось отделение Емельянцева, бойцы которого проявили образцы мужества и отваги. Пример, как известно, показывал командир, который всегда был впереди. Переправой врагу овладеть так и не удалось. Прибыло подкрепление, и тысячи гитлеровских солдат и офицеров сдались в плен.
За тот бой все воины его отделения были представлены к наградам. Сам В. Г. Емельянцев получил медаль «За отвагу».
Много километров по дорогам войны отмерил сержант. Он видел слезы горя, радости жителей многих городов и деревень. Сердце сжималось от боли, когда встречались пепелища – следы хозяйствования немецко-фашистских оккупантов. Улыбкой озарялось лицо солдата, когда замечал, как на освобожденной от оккупантов земле хлеборобы прокладывали борозды...
Пройдена Беларусь. Впереди Польша. С какой теплотой принял простой польский народ Советскую Армию – освободительницу! Немало горя и ему принесли оккупанты. За Белостоком Емельянцева ранило. Направили в госпиталь, который находился в глубоком тылу. Несколько месяцев провалялся на больничной кровати. А в мыслях был там, где гремели пушки. Как воюют его бойцы? Прочитывал все газеты, не пропуская ни одной новости с фронта. Бои шли по всей территории Германии.
Врачи сказали, что нужно полежать еще несколько дней, чтобы зажила рана. Да где там? Уже и так надоело.
Всяким транспортом добирался, только бы быстрее. В свою часть не попал. Дали сержанту новое отделение в новом полку. Да и не все ли равно, где воевать против ненавистного врага.
Нужно было форсировать реку Одер. Широкая она и глубокая. Но ничего не могло остановить советских солдат. А фашисты огрызались, хотя знали, что пришёл крах рейху. Не щадили они снарядов и пуль.
По наведенной переправе вслед за танками шли пехотинцы. Командир отделения Емельянцев вырывается вперед. Он крепко сжимает автомат. Зазывает своих солдат. Свистят пули. Уже совсем близко берег.
Впереди показались силуэты фашистов. Сержант дал несколько очередей из автомата. И вновь взмахом руки позвал за собой бойцов. Что-то опалило поясницу. Дотронулся, ладонь была в крови. Получил очередное, четвертое, ранение. Уже в госпитале узнал, что награжден второй медалью «За отвагу». Вдруг сюда прилетела радостная новость: гитлеровская Германия подписала акт безоговорочной капитуляции. Забыв про боль ран, сильно обнимались и целовались в госпитале солдаты.
После выздоровления сержант Емельянцев продолжал служить в рядах Советской Армии, учил молодых воинов, как обращаться с разным оружием. Но через некоторое время дедушку отправили в запас. Осколок от вражеского снаряда находился в его теле на протяжении всей жизни.
Сержант Емельянцев – обыкновенный деревенский паренек, который с молоком матери впитал любовь к своей малой и большой Родине и не мог поступить иначе в тяжелое военное время, пронес светлое чувство патриотизма через всю свою жизнь. В мирное время он вносил свой вклад в воспитание юных патриотов через школьные встречи, выступления на митингах. К большому сожалению, уже восемь лет дедушки нет с нами, но память о нем и его подвигах будет жить в моем сердце вечно.