И пусть не думают,
Что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят…
Н. Майоров
Мое отношение к Великой Отечественной войне особенное. И в нашей семье война занимает особое место, потому что среди родственников есть участники тех великих сражений. Один из них – это мой прадед по линии матери – Герасичкин Николай Борисович. К сожалению, я родился после его смерти, но о его судьбе я узнал из рассказов моего дедушки, бабушки, мамы, которые бережно хранят память о нем. Не раз судьба испытывала его на войне, но он выжил. Выжил для того, чтобы потом рассказать своим родным обо всем, что пришлось испытать, увидеть. Он прошел тяжелые годы войны от Костюкович до Будапешта, от телефониста-курсанта до командира отделения связи.
В нашей семье бережно относятся к воспоминаниям прадеда о том, как солдаты в разведке лежали часами в снегу, как тянули провод под взрывами, как освобождали населенные пункты, как видели мертвых женщин и детей, как боялись немцы артиллерийских залпов «Катюши». На войне прадед был тяжело ранен и 8 месяцев находился в госпитале. В его наградном списке орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», юбилейные медали «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «60 лет Вооруженных Сил СССР», «70 лет Вооруженных Сил СССР».
Семейные архивы хранят реликвии той поры: военные награды, письма, похоронки, фронтовые фотографии и другие вещи. Воспоминания о военном времени продолжают передаваться из поколения в поколение. Бабушка тоже бережно хранит военные снимки Николая Борисовича. В нашем семейном альбоме много разных фотографий, но я часто разглядываю эти старые черно-белые фотографии с надписями, сделанными рукой прадеда, перелистываю пожелтевшие листочки военного билета, партийного билета, удостоверения к наградам и пытаюсь представить, как жил мой прадед, как воевал, сколько испытаний, тяжестей выпало на его долю, на долю всего народа…
Из книг и кинофильмов я представляю тот далекий летний день 1941 года. Люди занимались обычными для себя делами. Наверное, взрослые были на работе, школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки играли в «дочки-матери», мальчишки – «в войну», представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многое в жизни перечеркнет одно страшное слово – война... Моему прадеду должно было исполниться 18 лет, за плечами шесть классов школы, но 12 июля 1941 года он был призван Костюковичским районным военным комиссариатом на действительную военную службу, а уже 15 августа принял военную присягу при 16-й стрелковой дивизии. Все четыре года прадед воевал, а после окончания войны был направлен в Корею для прохождения срочной службы специалистом линейно-строительных и эксплуатационных частей 404 отделения линейного батальона связи, и демобилизовался только 3 марта 1947 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР в должности помощника командира взвода телеграфной связи.
Прадед всю жизнь прожил в Костюковичах. Был членом Коммунистической партии большевиков. Работал мастером на льнозаводе. Вырастил троих детей, дождался внуков. Но ранение давало о себе знать. Для прадеда главным праздником в жизни был День Победы. В этот день он надевал костюм с наградами и встречался с ветеранами. А вот орден Красной Звезды любил носить на груди всегда.
Да, быстро летит время. Сегодня можно многое прочесть о войне, просмотреть кинодокументы. Но все меньше становится среди нас ветеранов Великой Отечественной войны. Люди, которые способны рассказать о своей фронтовой молодости, уходят из жизни. А как хочется сейчас расспросить своего прадеда о том времени, о тех событиях. Ежегодно в канун праздника Победы мы ходим с бабушкой и дедушкой на кладбище, убираем могилку прадеда и некоторое время сидим, молча, каждый думая о своем.
Я горжусь своим прадедом и считаю, что мы должны знать, какой ценой завоевано наше счастье.