Буркова Валентина Николаевна, доктор химических наук, академик РАЕН, президент Биолит.
О том, как российские учёные шагнули в мир бизнеса, о поиске мэйнстримов и обретении надежных партнеров мы беседуем с основателем и идеологом компании Биолит Валентиной Николаевной Бурковой.
– Валентина Николаевна, известно, что никто и никогда не учил российскую академическую науку основам маркетинга и продаж. Откуда у Вас это чутьё на тренды, смелость идти туда, где до Вас ни одна нога не ступала?
– Наша компания родилась в стенах академической науки, в которых и до сих пор находятся наши основные производства. В этих же стенах я лично провела без малого 50 лет! До перестройки я действительно не встречала слово «маркетинг» ни в одном научном труде. Анализируя свою прошлую научную деятельность и то, что мы делаем сегодня, продвигая на рынок оригинальные наукоемкие продукты для здоровья людей, я сделала неожиданный вывод.
Именно академическая научная база стала мощным фундаментом для рождения наших оригинальных препаратов и уникальных технологий производства. Научный подход лежит в основе маркетинговых мероприятий по популяризации наукоемких продуктов, включая участие с докладами на медицинских симпозиумах, конференциях и семинарах. Высокий уровень экспертности стоит за креативностью, точностью, лаконичностью докладов и описаний продуктов.
Эффективность наших продуктов подтверждена мощной доказательной базой экспериментальных исследований. Это и есть маркетинг «с научным лицом». Всё к нам в Биолит пришло из науки и благодаря науке. В науке, как и в бизнесе невозможно без анализа. В науке это обзор научных исследований, в бизнесе – обзор рынка, в данном случае рынка БАД. В обоих случаях необходима точка отсчета.
– В годы, когда врачи категорически не хотели даже слышать слово «БАД», а самые верные партнеры сомневались в диалоге с медициной, Вы уверенно и настойчиво, один за другим, воплощали в жизнь научно-исследовательские, а затем и образовательные проекты с врачами. Откуда черпалась уверенность в успехе?
– В нашей стране не развита культура профилактики хронических заболеваний и дефицитов – в отличие от Японии, для жителей которой приём биологически активных добавок входит в рацион питания и назначается врачами. Если врачи в Японии смогли убедить 90% населения принимать БАД к пище, что привело к самой большой в мире продолжительности жизни, то вполне логично двигаться в этом направлении и в России. Наука и здесь нам очень помогла. Участие в научных конференциях с врачебной аудиторией помогло преодолеть барьер из неприятия, недоверия и ожидаемого скепсиса у врачей.
– Почему так важно работать с медицинским сообществом?
– Потому что современная западная безальтернативная медицина, основанная на лечении исключительно синтетическими препаратами и стандартами протоколов, лишает врача права выбора. Для работы мы выбрали Национальное научное общество врачей-инфекционистов, так как с инфекционными заболеваниями человек сталкивается в десятки раз чаще, чем с какими-либо другими.
Работа с врачами-инфекционистами и аргонавтами по всей России продолжалась на протяжении четырех лет, даже во время и после ковида, когда все перешли на онлайн-обучение. За эти годы продукция Биолит стала узнаваемый и популярной в медицинской среде, в том числе среди врачей Национальной ассоциации специалистов по инфекционным болезням имени академика В. И. Покровского. И не только среди врачей. Сарафанное радио тоже сыграло свою роль и, к сожалению для нас, не всегда положительную. В стране появилось множество производителей экстракта коры осины, так называемых «дженериков», что привело к мгновенному и резкому удорожанию сырья – коры осины.
– З0 лет – время, когда уже встает на крыло новое поколение сотрудников Биолит. Как развивается преемственность и наставничество в компании?
– В самом начале пути в команде Биолит было всего 18 человек, включая меня. Команда 2024 года с того времени выросла более чем в пять раз, сейчас численность коллектива постоянных сотрудников составляет уже больше 100 человек в Томске и больше 40 – на Алтае.
Биолит вырос числом, профессионализмом, объёмами производства и реализации продукции. Без постоянного обучения и наставничества, без преемственности это сделать просто невозможно!