Степанов Ефим Николаевич (10.11.1950) родился в с. Арыы Толоон Таттинского (ныне Томпонского) района. Дедушка Степанов Василий Васильевич уроженец Арыы Толоон, бабушка Степанова (Голикова) Евдокия Гаврильевна – родом с. Усть-Татта, вместе родили и вырастили 11 детей.
Мама Ефима – Анна Ефимовна Ефимова была одной из трёх осиротевших сестёр, рано вышла замуж и умерла через три дня после родов. Недоношенного мальчика выходили бабушка и тётя Домна. Пеленали в заячью шкурку и ставили берестяной туесок с крошечным ребёнком на тёплую печку. Ефиму суждено было выжить.
Отец Николай Васильевич (1923 - 1965) имел 5 классов образования, с 1943 года член колхоза «Чапаев», с 1953 года член Коммунистической партии, один из активистов молодежи наслега. Заведующий молочно-товарной фермы, 1953-1954 гг. председатель Совета Эссинского наслега. В 1953 году женился во второй раз на уроженке с. Уолба Таттинского района Марии Федоровне Варламовой. У них родились шестеро детей. , а Ефим остался до восьми лет у бабушки – Евдокии Гаврильевны Голиковой.
Может быть, от обожания всемогущей бабушки, яростно боровшейся за жизнь Ефима вопреки преследовавшим несчастьям – смертям, поглотившим всех мужчин рода, которые как жертва ненасытному богу, тонули в воде?
Маленький Ефим вырос в строгих бабаушкиных законах и в ничем не ограниченной свободе.
Жёсткие условия сиротской жизни тонули в сладостном растворении среди деревьев и трав, птиц, собак, коров, рыб и бабочек. У мальчишки пылкое воображение и непростой характер. В нем сочетаются упрямство и кротость, благоразумие, тщательность, аккуратность в любом деле и бурная неуёмная натура. Все кипит в нем сменяя друг друга, и все просится в игру! Вот он - король! Повелитель всех с надменным взглядом, а вот он раб, молящий о пощаде, но вот он Рыцарь Печального Образа или вдохновенный певец-разбойник Манчары, или эльф, порхающий над землёй. Дух театра, вселившийся в душу, играет мифологическими образами.
Ефим хотел быть актёром всегда, он любил изучать своё лицо перед зеркалом, кисточкой и акварельными красками из менял форму бровей, рисовал румяные щеки или чёрную бороду и усы. Иногда небольшая чёрточка, морщинка или точка меняли выражение лица, характер человека, из зеркала смотрел уже не Ефимка, а какой-то совсем другой человек. Это было очень увлекательное занятие: вспоминались лица односельчан, становились ясней особенности лиц каждого из них. Было весело изображать их!
Иногда в отсутствие бабушки приходили люди, которых Ефим не знал. На вопрос бабушки: кто приходил, он охотно изображал походку и выражение лица, иногда копировал речь, - бабушка безошибочно угадывала посетителя.
Сказочная бабушка была сразу везде: хлопотала во дворе, топила печку, тут же взбивала сметану, мяла кожу и много чего ещё делала разом. А когда они собирали с Ефимом хворост, бабушка вынимала из-за пояса топорик и волшебным взмахом расчищала дорогу от цепких сплетённых веток сухостоя. Заготовка дров была делом бабушки и внука. Помогать было некому, почти все бабушкины дети погибли – утонули, осталась одна дочка Домна и маленький Ефим. Жили как могли. Только вот иногда бабушке становилось плохо, тогда Ефим должен был быстро найти заветную серебряную ложку, нюхая которую, бабушка оживала.