Двуглавый орёл в хеттской культуре.
Двуглавый орёл в хеттской культуре.
"Всякое, что с небес! Пусть её (исчезнувшую душу) кролик орлом, в когтях, принесёт. Пусть жаждущий когтями ударенным будет."
Фрагмент из "Эпоса о путешествии смертной души".
Двуглавый орёл - традиционный символ у многих культур, начиная с Византии и заканчивая Австро-Венгрией и Россией.
Первых хеттских двуглавых орлов находил ещё французский археолог Шарль Тексье в начале XIX веке, во время разведки в Анатолии, однако чёткого описания он им тогда не дал.
Основательно к этому вопросу подошёл Артур Паркер, антрополог и археолог, в своей работе “The Double-Headed Eagle and Whence it Came” 1923, которая повлияла на актуальную статью по двуглавым тварям Mundkur’a Balaji “The Bicephalous „Animal Style‟ in Northern Eurasian Religious Art and Its Western Hemispheric Analogues ” 1984 года. Автора интересовало не сколько происхождение и распространение этого типа символов, а скорее их роль и значение в примордиальной традиции. Проблему при анализе данной традиции представляла высокая распространённость данного символа, которая встречалась не только в Старом, но даже и в Новом свете.
Возвращаясь к хеттам, следует сразу отметить то, что локализация происхождения двуглавого хеттского орла уже установлена - Северная Месопотамия (Alexander 1989). Важно следует отметить, что начиная с периода ассирийских колоний в Анатолии (XIX - XVIII века до н.э.) и заканчивая падением Хеттской Империи (XIV - XII века до н.э.) и Позднехеттские царства (XII - VIII века до н.э.) одной из самых важных хеттских традиций являлась высокая синкретичность, вспоминая те же самые хеттские традиции о включении завоёванных богов. Вместе с тем хетты были большими любителями соколиной охоты, что находит свои упоминания в текстах и рисунках, где хетты охотятся на зайцев при помощи орла и трубы-лиитуса (хетт. kalmus). И того на печатях и палеографических источниках мы встречаем орла в трёх мотивах:
• Помогающая людям птица
Помогающий, или же тотемный зверь, традиционная для Ближнего Востока тема, на которой божество и не только сопровождается символическим зверем или зверьми, которые несут за собой определённые значения. Хеттский орёл встречается не только с божествами, но и с людьми и их родами, обозначая их личные свойства. Этот мотив был очень популярен и пережил Хеттскую империю, встречаясь, например, в иероглифическом лувийском с значениями dominus rex.
• Схватывающая добычу в лапах (обычно зайца)
Мотив, появившийся ещё в период Ассирийских колоний, берущий своё начало из раннединастического Шумера.
• Со скрученной лентой снизу
Скрученные ленты - традиционный хеттский элемент, иногда интерпретируемый как две замкнувшиеся змеи.
Важным местом для хеттского двуглавого орла является Аладжа-Хююк. Это важное церемониальное место в Новоимперский период обильно украшено орлами - они украшают божеств, сфинксов и фигуры царей и цариц, причём царь сопровождается характерным литусом, а орёл - скрученной лентой.
Двигаясь далее по окрестностям Хаттусы мы встречаем каменные барельефы с орлами в районе Язылыкая. 65 богов и царь Тудхалия IV продвигаются вдоль стены, где орёл уже поддерживает 64 и 65-ые фигуры, символизируя дочь и внучку Тешуба - хурритского грозового бога, и сопровождается традиционным литусом.
Переходя от монументальных источников к печатям, орлы там появляются уже в период Ассирийских колоний, где несли значения оберега для владельца печатей.
Орлиные мотивы очень быстро развились и появлялись уже на цилиндрических печатях, предполагающих сложную экспозицию. Также на цилиндрических печатях уже начинают появляться мотивы химер (или точнее грифонов).
Дальнейшее понимание орлов сложно (с одной стороны исследователи подходят со стороны чисто художественной, а с другой стороны чисто семантической). Орлиные мотивы, взятые и развитые хеттами в Месопотамии очень разнообразны, начиная с банальной разницы между льву-головыми и орлино-головыми, заканчивая интересными исключениями, где “the four-legged lion griffin split off, as it were, from the lion headed eagle", указывая тем самым на происхождение льва-голового грифона от орла.
Теперь же следует перейти к части значений. Три элемента, которые породили собой двуглавого орла и грифонов, является непосредственно орёл, идея о раздвоении голов и идея о раздвоении кошачьих голов.
Орла самого по себе мы уже успели ранее упомянуть, однако интересны здесь мотивы вавилонских печатей, на которых одноголовый орёл сжимает сразу двух змей, которые превратились, по одной из гипотез, в скрученную ленту. Раздвоение же голов, известное по двуликому Янусу, в ближневосточной традиции также берёт своё начало в Шумере. Забавным следует отметить мотив грифонов с человеческими телами, встречаемый на одной из ашшурских печатей. Идея же двуглавых котов приходит из древнего Египта от бога Акера, традиционными элементами которого является две кошки и крылья, которые срослись у хеттов. Возвращаясь к вопросу о значениях этих орлов и грифонов остаётся лишь констатировать, что значения у него было очень динамично и изменчиво, а отследить его представляет собой работу точечную и трудную, однако происхождение и его элементы мы смогли всё таки найти. Обращаясь к главному источнику - Месопотамии, или точнее - Шумеру, интерес представляет собой божество-буревестник Имдугуд, которая часто фигурирует как львуголовая птица, сжимающая в своих лапах добычу.
Подводя итоги следует отметить, что в отличие от своих других бицефальных аналогов, бицефальный и грифонный мотив на Ближнем Востоке чётко просчитывает свои источники, а значит и отношения и возможные значения, которые также обеспечиваются чётким распределением данных графических мотивов.
Источник: Chariton, Jesse. (2008). The Mesopotamian Origins of the Hittite Double-Headed Eagle. XIV. 1-13.
И ссылка на статью Мундкура https://www.jstor.org/stable/2742904.
Alexander, Robert L. 1986 The Sculpture and Sculptors of Yazilikaya. University of Delaware Press, Newark; его же 1989 A Great Queen on the Sphinx Piers at Alaca Hüyük. Anatolian Studies 39:151-158.
Ваш JP
12.5.2022 (отредактировано 7.7.2022)
Для цитирования:
Я.С.Панкин
jpankin30@gmail.com Academia