За деревней Лучайка (Координаты захоронения: 55.29385; 27.77944) находится захоронение семьи Мирош, расстрелянной аккупантами за помощь партизанам. В 2018 году памятник также был обновлен за средства ЖКХ.
Трагедия произошла в феврале 1943 года…
Недели за две до трагических событий отец Никандр отправил дочь Валентину к родственникам в деревню Володьково возле Гатовщины, помочь по хозяйству и заработать немного продуктов для семьи. Дома остались мать Елена, отец Никандр Иванович и восьмилетняя сестра Фаина. Дом стоял обособлено, на окраине деревни недалеко от леса. По ночам к ним наведывались партизаны, для которых семья пекла хлеб. Однако нашлись в деревне люди, которые сообщили о ночных визитерах в полицию. Рано утром в деревню нагрянули немцы с полицаями, подворье Мирошей окружили, пригнали односельчан. Семью вывели на улицу, сверили со списком Залесской управы количество человек и зачитали приговор: «За связь с партизанами – расстрел». Приговор полицаи немедленно стали приводить в исполнение. Убивали членов семьи по очереди, последней в списке была Валентина…
Однако вместо нее в доме совершенно случайно оказалась посторонняя женщина, Сапрон Варвара, которую семья приютила на ночь. Зря она умоляла извергов о пощаде, в списке на расстрел – четыре человека, в доме – четыре человека… Односельчане похоронили их всех в одной могиле.
Когда Валентина узнала о гибели своей семьи и вернулась в Лучайку, то не смогла больше находиться в своем доме. От отчаяния она пошла в Залесье в волостную управу и заявила о том, что она и есть та Валентина Мирош, приговоренная к расстрелу. Однако там это уже никого не волновало: списки семьи проверили, приговорено четверо, расстреляно четверо и от девушки отмахнулись: «Ты нам уже не нужна. Иди, живи, радуйся».
Валентину приютили родственники. Вскоре она вместе с односельчанами стала свидетельницей еще одной трагедии. В марте 1943 года в деревню нагрянула машина с немцами, деревню оцепили и всех жителей согнали к дому Жука Владимира недалеко от деревни Сосновка. Во дворе под охраной стоял его сын Мечислав. Из дома начали выводить всех его родных. На глазах сына и односельчан их по двое заводили в сарай и расстреливали. Как потом узнали, Мечислав воевал в местном партизанском отряде, в том, для которого пекли хлеб Мироши. Ночью он попал в полицейскую засаду, однако раненый смог убежать и вернуться домой. А утром следом нагрянули фашисты…
Самого Мечислава Жука немцы повезли с собой в Березвечье, где после долгих допросов и пыток расстреляли 28 марта 1943 года.
За деревнями Лучайка и Сосновка и сейчас стоят скромные памятники на местах расстрела и захоронения безвинно убитых семей Валентины и Мечислава, памятники из числа тысяч и тысяч, оставленных войной.
Расстреляны за связь с партизанами в феврале 1943 года:
Мирош Никандр Иванович, 42 года
Мирош Елена, 40 лет
Мирош Фаина, 8 лет
Сапрон Варвара