Прежде, чем окунуться в топографию города и рассмотреть его нарратив, следует обратиться к истории. Вторая половина XIX века являлась очень тяжёлым периодом для России: экономика была подорвана Крымской войной, а народное хозяйство не могло развиваться в полную силу. Также широкое распространение получило такое явление, как капитализация, отражённое в дальнейшем на страницах многих литературных произведений. Нищий Петербург, показанный Ф.М. Достоевским в “Преступлении и наказании”, и обилие в нём бедноты можно объяснить как раз-таки теми событиями, которые происходили в стране в 1860-е годы. В этом смысле Петербург, кроме всего прочего, можно считать ещё и городом исторической памяти.
Не менее, чем исторические события, отражение которых видно в облике Петербурга, важна для нашего исследования история города и то, каким он представал до написания Ф.М. Достоевским “Преступления и наказания”. Так, Н.В. Гоголь показывает Петербург как город-сказку, город, наполненный чудесами. Например, в “Ночи перед Рождеством” это место показано так: “...стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены, окна обратили на него свои бесчисленные очи…” (Н. Гоголь). Кроме того, уже Гоголем была показана мистичность, эфемерность Петербурга. Как считал сам писатель, здесь можно было увидеть всё, что угодно, даже нос, гуляющий сам по себе. Подробнее стоит остановиться на “Записках сумасшедшего”, созданных Гоголем в 1835 году. Наиболее подробно он описывает Столярный переулок, Кокушкин мост и, в частности, “большой дом”, находящийся на углу Столярного переулка и канавы. Данное строение показано огромным и перенаселённым, в чём уже отчасти чувствуется мрачная нотка описаний Достоевского. Однако, в целом Фёдор Михайлович показывает этот город совсем иначе, чем Гоголь, раскрывая перед читателем “тёмную сторону” города на Неве.
Не проживая в Петербурге, персонажи “Преступления и наказания” никогда не стали бы теми, кем они являются.
Как писал С.В. Белов, “самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя”. Мы думаем, что Родион Раскольников, центральный персонаж романа, проходит испытание Петербургом, который является как бы городом-провокацией для него и остальных героев произведения.
О персонажах “Преступления и наказания” и влиянии на них Петербурга Н.П. Анциферов писал: “...сухие, душные, знойные летние дни вызывали ту же лихорадочную работу ума, порождали свои мечты и свои преступления.” Таким образом, по большей части именно город можно считать виновником, к примеру, зарождения теории экспериментального героя Раскольникова и последующей его “болезни”. Петербург - город-хищник, заставляющий персонажей совершать насилие над собой.
Петербург Достоевского - город, в котором возможно всё. Мифичность и фантастичность города являются достаточно важным элементом его характеристики и усиливает её, как отметил В.Н. Топоров, рефрен “фантастический”: сама лексема и однокоренные слова встречаются в романе около 30 раз (“...как он фантастичен” (стр. 168), “фантастическим каким образом” (стр. 367), “фантастическое происшествие” (стр. 279) и т.д.).
Также стоит отметить, что в самом тексте произведения Петербург назван “городом полусумасшедших”. Устами одного из персонажей, Свидригайлова, Достоевский даёт Петербургу такую характеристику: “...если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”. Это ещё раз доказывает тот факт, что влияние Петербурга на души его жителей было колоссальным.
Ещё одним важным моментом, связанным с образами петербуржцев в “Преступлении и наказании”, является мотив толпы. Первым, кто использовал толпу в качестве элемента характеристики города, был Н.В, Гоголь, а Ф.М. Достоевский использовал образ толпы уже вслед за ним. Конкретно в “Преступлении и наказании” толпа наиболее ярко показана в эпизоде первого сна Раскольникова. Люди “орали, хохотали, ругались”, “безобразно и сипло пели”, “что-то галдели”, “шёл стук и гам” и т.д. Таким образом, толпа в “Преступлении и наказании” - то опасно и громко заявляет о себе, в ней проступает коллективное бессознательное, оказывающее значительное влияние на все происходящее в городе, да и в России в целом.