Установлении факта смерти лица в определенное время.



Установлении факта смерти лица в определенное время.

В данной статье, вы можете ознакомиться с решение суда по вопросу у становлении факта смерти лица в определенное время. Если после ознакомления у вас останутся вопросы или другие вопросы относительно оформления наследства, вам помогут наши специалисты, адвокаты по наследственным спорам в Украине.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М У К Р А И Н Ы

4 сентября 2020 город Мариуполь

Орджоникидзевский районный суд города Мариуполя Донецкой области

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Мариуполе гражданское дело по заявлению ОСОБА_1 действующего в интересах ОСОБА_2 об установлении факта смерти лица в определенное время,

заинтересованное лицо Левобережный районный в городе Мариуполе отдел государственной регистрации актов гражданского состояния Восточного межрегионального управления Министерства юстиции (г.. Харьков) -

У С Т А Н О В И Л:

Представитель заявителя ОСОБА_2 - ОСОБА_1 обратился в суд с заявлением об установлении факта смерти лица в определенное время, в обоснование которой отметил, что умерла мать заявительницы - ЛИЦО_3, о чем Республиканским бюро судебно-медицинской экспертизы Донецка выдана копия окончательного врачебного свидетельства о смерти от 9 июля 2019.

27 августа 2020 Левобережным районным в городе Мариуполе отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Восточного межрегионального управления Министерства юстиции (г.. Харьков) было отказано в осуществлении государственной регистрации смерти ЛИЦО_3, поскольку для подтверждения факта смерти лица предъявлено документ, форма которого не соответствует форме , определенной приказом Министерства здравоохранения Украины. Установление факта смерти ЛИЦО_3 необходимо заявительницы для получения свидетельства о смерти.

Заявитель и его представитель в судебное заседание не появились, предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица - Левобережного районного в г. Мариуполе отдела государственной регистрации актов гражданского состояния Восточного межрегионального управления Министерства юстиции (г.. Харьков) также в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Решение требований заявления возлагал на усмотрение суда.

Исследовав доказательства по делу, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 315 ГПК Украины , суд рассматривает дела об установлении факта смерти лица в определенное время в случае невозможности регистрации органом государственной регистрации актов гражданского состояния факта смерти.

Основанием для установления факта смерти есть подтвержденные доказательствами обстоятельства, достоверно свидетельствуют о смерти гражданина в определенное время и при определенных обстоятельствах.

Согласно ч. 1 ст. 317 ГПК Украины заявление об установлении факта рождения лица на временно оккупированной территории Украины, определенной Верховной Радой Украины, может быть подана родителями, родственниками, их представителями или другими законными представителями ребенка к любому суд за пределами этой территории Украины независимо от места жительства заявителя.

ОСОБА_2 является дочерью ОСОБА_3 факт родственных отношений подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Как следует из копии окончательного врачебного свидетельства о смерти выданного 9 июля 2020 Республиканским бюро судебно-медицинской экспертизы Донецка, ОСОБА_3 в г. Донецк.

Согласно справке о причине смерти, ЛИЦО_3 умерла в результате отека легких, острой коронарной недостаточности.

27 августа 2020 Левобережным районным в городе Мариуполе отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Восточного межрегионального управления Министерства юстиции (г.. Харьков) было отказано в осуществлении государственной регистрации смерти ЛИЦО_3, поскольку для подтверждения факта смерти лица предъявлено документ, форма которого не соответствует форме , определенной приказом Министерства здравоохранения Украины.

Согласно ст. 4 ГПК Украины , каждый человек имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в суд за защитой своих нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав.

Согласно ч. 1 ст.17 Закона Украины "О государственной регистрации актов гражданского состояния" , государственная регистрация смерти производится органом государственной регистрации актов гражданского состояния на основании: 1) документа установленной формы о смерти, выданного учреждением здравоохранения или судебно-медицинской учреждением; 2) решение суда об установлении факта смерти лица в определенное время или об объявлении его умершим.

Согласно п.8 ч.1 ст. 315 ГПК Украины суд рассматривает дела об установлении факта смерти лица в определенное время в случае невозможности регистрации органом государственной регистрации актов гражданского состояния факта смерти.

Согласно разъяснений, данных в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Украины №5 от 31 марта 1995 года «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» , суд устанавливает факт смерти лица при условии подтверждения доказательствами, это событие имело место в определенное время и при определенных обстоятельствах.

Статья 3 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» содержит понятие временно оккупированной территории Украины, к которой относится в том числе и сухопутная территория Автономной Республики Крым и города Севастополя, внутренние воды Украины этих территорий.

По положениям ч. 2, 3 ст. 9 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» , любые органы, их должностные и служебные лица на временно оккупированной территории и их деятельность считаются незаконными, если эти органы или лица созданы, избранные или назначенные в порядке, не предусмотренному законом. Любой акт (решение, документ), выданный органами и / или лицами, предусмотренными частью второй настоящей статьи, является недействительным и не создает правовых последствий.

Однако, оценивая предоставленные заявителем документы о смерти, суд исходит из того, что смерть лица является юридическим фактом, что влечет прекращение, изменение и возникновения многих правоотношений, а потому имеет непосредственное значение для реализации различными лицами своих прав.

Согласно ст 3 , 8 , 9 Конституции Украины в Украине признается и действует принцип верховенства права, утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства, а действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украина.

Относительно оккупированных территорий в практике Международного суда ООН сформулированы так называемые «намибийские исключения»: документы, выданные оккупационными властями, должны признаваться, если их непризнание влечет за собой серьезные нарушения или ограничения прав граждан. Так, в Консультативном заключении Международного суда ООН от 21 июня 1971 «Юридические последствия для государств по продолжающейся присутствия Южной Африки в Намибии» указано, что государства - члены ООН обязаны признавать незаконность и недействительность продолжающейся присутствия Южной Африки в Намибии, но «в то время как официальные действия, совершенные правительством Южной Африки от имени или по Намибии после прекращения действия мандата являются незаконными и недействительными, эта недействительность не может быть применима к таким действиям как, например, регистрация рождений, смертей и браков ».

Европейский суд по правам человека последовательно развивает этот принцип в своей практике. Так, если по делу «Лоизиду против Туречиины» (Loizidou v. Turkey, 18.12.1996, §45) ЕСПЧ ограничился коротким ссылкой на соответствующий пункт названного заключения Международного суда, то по делам «Кипр против Турции» (Cyprus v. Turkey, 10.05 .2001) и «Мозер против Республики Молдова и России» (Mozer v. the Republic of Moldova and Russia, 23.02.2016) он уделил значительное внимание анализу этого заключения и дальнейшей международной практики. При этом ЕСПЧ констатировал, что «Консультативное заключение Международного Суда, понимаемое в совокупности с выступлениями и пояснениями некоторых членов суда, четко показывает, что в ситуациях, подобных тем, что приводятся в этом деле, обязательства игнорировать, не принимать во внимание действия существующих de facto органов и институтов [оккупационной власти] далеко от абсолютного. Для людей, проживающих на этой территории, жизнь продолжается. И это жизнь нужно сделать более сносной и защищенным фактической властью, включая их суды; и только в интересах жителей этой территории действия данной власти, которые имеют отношение к сказанному выше, не могут просто игнорироваться третьими странами или международными организациями, особенно судами, в том числе и этим [ЕСПЧ]. Решить иначе означало бы вовсе лишать людей, проживающих на этой территории, всех их прав всякий раз, когда они обсуждаются в международном контексте, что означало бы лишение их даже минимального уровня прав, которые им принадлежат »(Cyprus v. Turkey, 10.05.2001, §96). При этом, по логике этого решения, признание актов оккупационной власти в ограниченном контексте защиты прав жителей оккупированных территорий никоим образом не легитимизирует такую ​​власть (Cyprus v. Turkey, 10.05.2001, §92). Опираясь на сформулированный в этом деле подход, ЕСПЧ по делу «Мозер против Республики Молдовы и России» отметил, что «первоочередной задачей для прав, предусмотренных Конвенцией, всегда должно быть их эффективная защищенность на территории всех Договаривающихся Сторон, даже если часть этой территории находится под эффективным контролем другой Договаривающейся Стороны [то есть оккупированной] "(Mozer v. the Republic of Moldova and Russia, 23.02.2016, §142).

Таким образом, суд считает возможным применить названные общие принципы ( «намибийских исключения»), сформулированные в решениях Международного суда ООН и Европейского суда по правам человека, в контексте оценки документов о смерти лица, выданных учреждениями, находящимися на оккупированной территории, в качестве доказательств, поскольку суд понимает, что возможности сбора доказательств смерти человека на оккупированной территории могут быть существенно ограничены, в то время как установление этого факта имеет существенное значение для реализации целого ряда прав человека, включая право собственности (наследование), право на уважение частной и семейной жизни тому подобное. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено иного порядка его установки.

Установление факта смерти ЛИЦО_3 необходимо заявителю для получения свидетельства о смерти.

В соответствии с ч. Ч. 3, 4 ст. 49 ГК Украины государственной регистрации подлежат рождения физического лица и его происхождение, гражданство, брак, расторжение брака в случаях, предусмотренных законом, изменение имени, смерть. Регистрация актов гражданского состояния производится в соответствии с законом. Рождения физического лица и его происхождение, усыновление, лишение и восстановление родительских прав, брак, расторжение брака, изменение имени, смерть подлежат обязательному внесению в Государственный реестр актов гражданского состояния граждан в органах юстиции в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

При таких определенных обстоятельствах и в смысле приведенных норм, суд приходит к выводу об обоснованности заявления и считает возможным установить факт смерти ОСОБА_3.

Руководствуясь ст.ст. 12 , 13 , 81 , 263-265 , 293 , 315 , 317 , 319 ГПК Украины , суд

РЕШИЛ:

Заявление ОСОБА_1 действующего в интересах ОСОБА_2 об установлении факта смерти лица в определенное время, заинтересованное лицо Левобережный районный в городе Мариуполе отдел государственной регистрации актов гражданского состояния Восточного межрегионального управления Министерства юстиции (г.. Харьков) - удовлетворить.

Установить факт смерти ЛИЦО_3, уроженки с.Карпивка Славянского района Донецкой области, гражданки Украины, умершей в возрасте 55 лет, место смерти: Украина, Донецкая область, Донецк, причина смерти: отек легких, острая коронарная недостаточность.

Левобережном районном в городе Мариуполе отдела государственной регистрации актов гражданского состояния Восточного межрегионального управления Министерства юстиции (г.. Харьков) зарегистрировать смерть ЛИЦО_3 на основании данного решения.

Решение суда подлежит немедленному исполнению, обжалование решения не приостанавливает его исполнения.

Решение вступает в законную силу по истечении срока подачи апелляционной жалобы всеми участниками дела, если апелляционная жалоба не была подана.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу по возвращении апелляционной жалобы, отказа в открытии или закрытии апелляционного производства или принятия постановления суда апелляционной инстанции по результатам апелляционного пересмотра.

Апелляционная жалоба на решение суда подается в течение тридцати дней со дня составления полного судебного решения.

Участник дела, которому полное решение не было вручено в день провозглашения или составления, имеет право на восстановлении пропущенного срока на апелляционное обжалование если апелляционная жалоба подана в течение тридцати дней со дня вручения ему полного решения суда.

Апелляционная жалоба на решение подается в Донецкий апелляционный суд через Орджоникидзевский районный суд Мариуполя в течение тридцати дней со дня составления полного текста решения.

Юридические консультации: https://innopolicy.com.ua