В результате трёх разделов Речь Посполитой (1772, 1793, 1795) к Российской империи отошла большая часть территории Беларуси. Перед российскими властями стояла задача интеграции присоединённых территорий, введение своих законов и порядков, а также реформа территориально-административного деления и управления.
Еще после раздела 1772 г. российские власти начали осуществлять меры по введению новых правил и методов управления. На территорию Беларуси назначались генерал-губернаторы, отвечающие за осуществление политики российских властей. Присоединённые территории, ранее входившие в состав различных территориально-административных единиц Речи Посполитой, упразднялись и присоединялись к административным единицам Российской империи. Так, к примеру, Полоцкое и Витебское воеводство вошли в состав Псковской Губернии. Позже, в 1777 г., на территории Беларуси появится самостоятельная Полоцкая губерния. Надо заметить, что на протяжении 70-х- 90-х гг. на территории присоединённых к Российской империи белорусских землях проводились постоянные административные изменения, сопровождающиеся как упразднением старой структуры управления и деления, так и введением новых административных единиц (уездов, губерний и т.д.).
После третьего раздела Речь Посполитой (1795 г.) все земли Беларуси вошли в состав Российской империи. На присоединённых землях создавались наместничества, а старая структура управления постепенно упразднялась. Однако система территориально-административного деления отличалась сложной структурой, с большим количеством различных административных единиц, что усложняло процесс присоединения. Требовалось проведение серьезной административной реформы.
В 1801 г. император Александр I провел территориально-административную реформу на белорусских землях. На территории Беларуси создавались 5 губерний: Минская, Витебская, Могилевская, Виленская и Гродненская. Во главе губернии стояли губернаторы, которые назначались лично императором. Губернии входили в состав Генерал-губернаторств (возглавляли генерал-губернаторы). Пять белорусских губерний входили в состав двух генерал-губернаторств: белорусского и литовского. Генерал-губернаторы осуществляли как гражданские (административные) функции, так и военные и были призваны контролировать деятельность губернаторов. Сами губернии делились на более мелкие административные единицы - уезды. Позже уезды будут поделены на станы.
Таким образом, в результате реформы Александра I, территориально-административное деление белорусских земель будет приведено в соответствии с общеимперским делением.
Самой высокой административной единицей на территории Беларуси считалось генерал-губернаторство во главе с генерал-губернатором. Генерал-губернатор назначался личном императором и подчинялся только ему. Генерал-губернатор осуществлял как гражданские, так и военные полномочия. Мог назначать и увольнять чиновников, руководил войсками, контролировал исполнение законов, координировал действие министерств, а также осуществлял контроль за порядком и спокойствием.
Непосредственно губернии возглавляли губернаторы. Выделялись как военные, так и гражданские губернаторы. Военные губернаторы назначались в приграничные губернии и в их задачи входили контроль за военной, судебной, полицейской, хозяйственной деятельностью, осуществление мер по поддержке стабильности и порядка, охраны границы, контроль за деятельностью гражданских чиновников. Гражданские губернаторы осуществляли непосредственное административное и хозяйственное управление губерниями. Спектр из задач был более чем широк: сбор налогов, поддержание порядка, забота о состоянии экономики и сельского хозяйства, предоставление отчётов императору и в различные министерства и т.д. Надо сказать, что функции военных и гражданских губернаторов не всегда были чётко определены. Существовало большое количество противоречий как в законах, так и в выполняемых ими функциях и полномочиях. Однако именно губернаторы являлись высшей властью на местах и осуществляли текущее и непосредственное руководство жизнью империи.
Генерал-губернаторы, военные и гражданские губернаторы осуществляли свою деятельность благодаря целому штату местных чиновников, которые находились как непосредственно при губернской администрации, так и осуществляли управление непосредственно в городах, местечках, деревнях и т.д. В начале XIX в. большинство местных чиновников были представлены местным населением как из числа шляхты, так и из числа горожан. Российские чиновники были представлены очень малым количеством и в основном занимали должности непосредственно при губернаторах и генерал-губернаторах.
Стоит также отметить, что хоть общеимперское законодательство постепенно проникало на территорию Беларуси, однако местные жители по-прежнему руководствовались законодательством Речи Посполитой, а в частности Статутом 1588 г. По сути, российские власти принимали и считались с тем особым правовым положением, которое установилось на территории Беларуси за годы нахождения данных территорий в составе Речь Посполитой.
Первый белорусский генерал-губернатор (1772-1782 гг.)
Господствующим слоем в Речь Посполитой во все времена являлась шляхта и магнаты. К концу XVIII в. около 7% населения Беларуси составляли именно представители шляхты. Шляхта являлась не только основой экономической жизни региона, но и главной политической силой. Именно в шляхетской среде сильнее всего жили идеи восстановления Речь Посполитой и власти Российской империи были вынуждены уделять особое внимание шляхетскому сословию.
После присоединения белорусских земель, власти Российской империи всячески стремились подчинить шляхту. Шляхта была обязана подтвердить своё происхождение документами. В случае если такие документы не предоставлялись - шляхтича могли лишить титула и привилегий. И если у крупных шляхтичей и магнатов проблем с документами не возникало, то мелкие и бедные шляхтичи не всегда обладали такими документами и лишались титулов.
Шляхте, прошедшей процедуру подтверждения родословной, предоставлялись права и привилегии российского дворянства. В замен шляхта должна была присягнуть на верность российской монархии. При условии политической лояльности шляхтичи сохраняли свои имения и земли, а также крестьян, могли получить различные экономические привилегии. Помимо этого шляхтичам, присягнувшим на верность российской короне, предоставлялось право занимать административные должности, что способствовало улучшению их материального положения.
При этом не все шляхтичи шли на сотрудничество с российскими властями. Наиболее состоятельные шляхтичи, владевшие большим количеством крестьян, земель и имений, а также занимавшие ряд должностей в других государствах, отказывались от прямого сотрудничества с российскими властями. Такие шляхтичи уклонялись от присяги на верность короне, продавали имущество и покидали Родину. У тех, кто не покинул Родину, но при этом не присягнул на верность царю, могли силой отнять владения, а также забрать их титулы и привилегии. Однако на данном этапе данные мероприятия проводились достаточно редко.
После 3 раздела Речь Посполитой в 1795 г. население Беларуси, вошедшее в состав Российской империи, составляло, примерно, 2 миллиона 600 тысяч человек. В начале XIX в. численность населения постепенно продолжала расти и к началу войны 1812 г. достигло почти трёх миллионов человек. Миграционные процессы не оказали сильного влияния на число жителей региона. Шляхта, покинувшая Родину, не оказала значительного влияния на количество населения. Основной прирост населения осуществлялся за счёт натурального прироста.
Значительные изменения происходили в составе городского и сельского населения. Более 95% населения Беларуси проживали в сельской местности. Именно сельская местность выступала в качестве движущей экономической силы, обеспечивая пропитание и выживание. Города, выполнявшие в основном административную функцию, постепенно начинают превращаться в финансовые и торговые центры. Наблюдается процесс постепенного роста населения городов. Прирост населения связан с переездом крестьян из сельской местности.
Переезд в город был связан с различными факторами. Обедневшие крестьяне и шляхта искали возможность заработать. Часть переехавших стремилось закрепиться в торговли и попасть в сословие купцов. Некоторые из переехавших, в основном шляхта, стремились занять выгодные административные должности. В целом рост городского населения в несколько раз превосходил рост сельского населения и был связан с переездом из сельской местности в город (урбанизацией). При этом средняя численность населения города составляла около 2-3 тыс. человек. Только Витебск мог похвастаться населением более 10 тыс. человек.
Особое место занимали евреи. Еще в 1794 г. была введена черта еврейской оседлости, позволявшая проживать евреям только в западных губерниях. Данное новшество вызвало кратное увеличение количества евреев на территории Беларуси. В последующем евреям запретят селиться в деревнях и сёлах. К 1825 г. большинство евреев будут проживать в городах или местечках. В скором времени именно евреи станут чуть ли не главными торговцами, финансистами, банкирами на территории Беларуси.
Присоединение территории Беларуси к Российской империи внесло значительные коррективы в экономическую жизнь региона. Крестьяне, которые во времена Речь Посполитой обладали определенной свободой, становились полноценной собственностью дворянства и короны. Крепостное право было распространено на территорию Беларуси и оказало негативное влияние на жизнь белорусского крестьянства. Руководство империи щедро раздавало крестьян своему дворянству и помещикам. Целые районы с десятками тысяч жителей становились собственностью российских дворян, чиновников и военачальников. Крестьяне потеряли все права и привилегии, став собственностью новых хозяев.
Вместе с крепостным правом на территории Беларуси была распространена и налоговая система Российской империи. Если раньше белорусы платили налог с каждого двора, то после установления российской власти был введен подушный налог. Теперь подати (налоги) начали брать с каждой души мужского пола. Размер налогов значительно вырос.
Изменялась система городского (местного) управления. Если ранее города пользовались Магдебургским правом, а соответственно большим количеством привилегий и самоуправлением, то с приходом российских властей самоуправление ликвидировалось, а на города Беларуси распространялось городское управление Российской империи. Многие горожане потеряли привилегии. Небольшие местечки, которые также ранее пользовались определенным самоуправлением, лишались данных привилегий. Жители данных местечек лишались привилегий, приравнивались к крестьянам и даже раздавались российским помещикам и чиновникам. Данные изменения ухудшили экономику региона.
Вместе с тем можно отметить и положительные изменения. Включение земель Беларуси в общеимперскую экономику стимулировало развитие новых отраслей. Так на территории Беларуси появились полотняные, суконные, канатные, конопляные производства. В сельском хозяйстве появились новые культуры, ранее не особо широко использующиеся на территории Беларуси. Помимо этого расширился и экспорт белорусских товаров и сырья на рынки России.
Религиозная ситуация на территории Беларуси в начале XIX в. представляла из себя достаточно сложную структуру. Примерно по 38% населения Беларуси составляли католики и униаты. Около 10% составляли иудеи (евреи). Православных насчитывалось около 6.5% и проживали они в основном на востоке Беларуси. Российская империя декларировала ведущую роль православной церкви в жизни государства и свою политику проводила исходя из данной установки. На территории Беларуси в конце XVIII - начале XIX в. начался процесс постепенного перевода униатов в православие. Особенно активно данный процесс начался в восточных регионах. Однако данный процесс пока что не получил массового характера и зачастую проводился на принудительной основе. Православная церковь на территории Беларуси отличалась слабой организацией, низким уровнем образования священнослужителей и слабым финансированием.
Католическая церковь также стремилась расширить своё влияние. Ряд униатских приходов переводились в католичество. Католические священнослужители заменяли униатских. Открывались католические костёлы, монастыри и учебные заведения. В отличие от православной церкви, католическая церковь обладала достаточно эффективной структурой, пользовалась поддержкой местной шляхты и была достаточно финансово обеспеченной.
Униатская церковь, в свою очередь, стремилась сохранить своё положение ведущей религиозной силы региона. Однако униатская церковь страдала от нехватки образованных священников, финансирования, а также ощущала сильное давление со стороны православной и католической церкви. Помимо трёх вышеназванных конфессий на территории Беларуси также были представлены протестантские церкви, ислам и иудаизм. В начале XIX в. данные религиозные течения не представляли серьезной угрозы царским властям и не испытывали на себе какого-либо серьезного давления.
Наиболее интересным является вопрос национальной политики. Российские власти рассматривали присоединение белорусских земель как возвращение исконно русских территорий. Национальная принадлежность рассматривалась исходя из религиозных воззрений человека. Так, если человек был католиком или униатом, то его называли "поляком", а если православным или старовером, то такой человек считался "русским". Сельское население, большинство из которых были униатами или православными, разговаривали на белорусском языке и называли себя "тутейшими", редко заявляя о себе как о белорусах, русских или поляков. Таким образом национальность определялась исходя из религиозных воззрений человека.
С присоединением белорусских земель к российской короне, российские власти начали постепенный процесс этнографического и географического изучения данных территорий. В последующем именно данные этнографические и географические исследования позволят более детально изучить местное население и выделить особенности в его этническом и культурном развитии.
В начале XIX в. российские власти еще не осуществляли серьезных преобразований в национальной политике. Большинство её решений исходили из текущей политической ситуации. При этом постепенное укрепление православия и русской администрации вносил коррективы и в национальный вопрос. Так, в случае смены религии с униатства или католичества в православие - менялась и национальная идентификация человека. Белорусский язык был широко распространен в сельской местности. При этом белорусы, проживающие в сельской местности, еще не рассматривали себя как полноценная нация. Российское правительство, в свою очередь, рассматривало белорусов и белорусский язык как ответвление русской нации и русского языка, оказавшегося под польским влиянием.
В городах в начале XIX в. проживали в основном поляки, евреи, русские, украинцы и т.д. При этом со временем количество евреев в городах только росло. При этом российские власти стремились ограничить влияние евреев, а также их возможности, вводя различного рода дискриминационные законы, ограничивающие их в торговле, бизнесе и т.д. В целом, в начале XIX в. российские власти ограничивали в правах только еврейское население и слабо уделяли внимание другим национальностям.